Сокуров преподает режиссуру в Нальчике

Apr 29, 2011 03:21


 © Ольга Шервуд
Александр Сокуров: «Иногда кажется странным, что мы вообще выжили»

-Прошло двадцать лет с тех пор, как рухнул советский строй. Вы помните свои тогдашние надежды и опасения?
-Главным было ощущение, что ничто быстро не произойдет. Я был уверен, что все обратимо. И сейчас уверен. Никаких преград для возврата к прошлому не воздвигнуто. А что-то стало еще более драматичным. Резко упал средний уровень культуры, это серьезнейший показатель объективного регресса в стране. Любое государство может опираться только на уровень культуры населения. У нас столько претензий к власти потому, что народ с ней - сообщающиеся сосуды.

Фактическое исчезновение бесплатного образования - колоссальная ошибка государства и общества. В России, с ее спецификой, категорически нельзя усложнять получение образования. Учитель, как и врач, должен быть обожаем государством, иначе мы все не удержимся. Государство само по себе не нужно никому, оно существует, чтобы люди не зверели, чтобы была социальная и духовная культура.

А пока народ превращается в население. Я, конечно, встревожен тем, что исчез мой зритель - научно-техническая и гуманитарная интеллигенция, студенты. Потеря аудитории для кинематографа как «промышленного» искусства трагична. У фильма нет основания появляться в кинотеатрах. Я что-то делаю, понимая, что Россия этого не увидит.

Государство заходит в тупик как система. Оно не сложилось до сих пор, существует спазматически. Оно стоит очень неуверенно - как человек, у которого ранена одна нога.

-Все было зря?
-Нет, не зря. Но, увы, исторические узлы завязывались так быстро, что никто и не заметил. Мы неслись вперед, не управляя процессом. Сейчас за спиной огромное количество этих узлов и возникают новые. С точки зрения эволюции общества этот опыт очень ценен. Но не вижу людей, которые могли бы осмыслить его; может быть, таким человеком был Егор Гайдар… Пока вокруг только те, кто непрерывно латает дыры. Везде с иглами бегают, зашивают, а ткань рвется и рвется…

Иногда кажется странным, что мы вообще выжили, не утонули в крови. Так называемый революционный национальный подъем быстро закончился, мы же понимаем это. Пошла рутина жизни, к которой в России не привыкли.

-Что должна делать российская интеллигенция?
-Интеллигенция существует только в монолитном состоянии. В состоянии общенационального единства - когда у всех у нас одинаковые гуманитарные представления, одни нравственные задачи. А поскольку сейчас цель многих - стяжание всякого рода, они перестали быть интеллигенцией и гуманитариями. Отсюда разрозненность.

Сколь есть возможность работать, не проявляя политической фанаберии, брезгливости, надо продолжать делать то, что делал. Практически что-то менять. И не бояться власти, она абсолютно не страшна. Не молчать, но и не допускать никакой истерии. Ко всякого рода истериям быстро привыкают и вообще ничего не слышат - исчезает смысл.

Современной власти легко, у нее нет серьезных противников. Противодействие непоследовательное и не величественное, я бы так сказал. Поэтому нынешняя ситуация может продолжаться бесконечно долго, если не возникнет стихийный бунт.

Но многие образованные и популярные люди ведут себя просто подло. Подвякивают, подтявкивают власти совершенно осмысленно, ради выгоды. Это очень опасно, так как создает хаос в сознании многих. Вокруг властвующих персон создается зловонное болото.

А большая часть молодежи деградирует через необузданное, ничем не сдерживаемое развитие так называемого футбольного движения. Это гигантский аллигатор, который пожирает огромные средства и приучает к кровавым зрелищам. Когда после матчей «Зенита» идет толпа этих так называемых болельщиков, уже совсем нетрезвых, все в страхе разбегаются.

Поощрять подобные явления преступно. Не говоря уже о таких вещах, как конфликт с Чечней, в котором не разобрались до сих пор. Я повторяю: это был классический мятеж. Сейчас там процветает идеология победителей, она выливается на улицы Москвы, Петербурга, других городов. Финансирование Чечни резко превышает то, что получают остальные районы. Это вульгарная политика. Пока эти уроки 1990-х не будут учтены, все будет тлеть и возвращаться на круги своя.

Управлять государством - тяжелая интеллектуальная работа, а не тушение пожаров. Хлипкая федеративная форма существования нашего государства давно изжила сама себя. Чтобы удержать страну такого размера в единстве, нужна консолидация или новая форма федеративности. Безусловно, без смены столицы не обойтись. Корни чудовищного опошления идеи государства, увы, в Москве, где не осталось живых мест.

-Ехать на восток?
-Вопрос к специалистам. Но цепь управленческих традиций не разорвать, не переосмыслив государственное устройство России. Иначе - ее распад. В Иркутске говорят: «У вас там, в России». Так в Бразилии я вдруг почувствовал, что остального мира нет. Самодостаточны. Погрузись вся Европа в пучину морскую - не заметят даже.

-Вы не чураетесь активной гражданственной деятельности. А теперь еще и ведете мастерскую режиссуры в Нальчике. Как это случилось? Писали, что ваши предки - кабардинцы…
-Да нет, Сокуровых немало повсюду. Меня всегда удивляло, что Северный Кавказ весь остался без кинематографа. В регионе с колоссальной энергетической традицией, с очень непростым культурно-идеологическим прошлым и раньше была только небольшая документальная студия во Владикавказе. Года два назад ректор Кабардино-Балкарского университета Барасби Карамурзов получил разрешение от Министерства образования и науки - это первый такой случай в истории Кавказа - и попросил помочь открыть мастерскую. У меня там нет никаких амбициозных намерений и никакой выгоды экономической. Мы же все понимаем, в каком тяжелом положении высшая школа.

Был объявлен конкурс, набрали 15 человек от 18 до 36 лет. Ко второму семестру двое отчислились. Много девочек, есть и молоденькие совсем, ребята постарше. Осетины, кабардинцы, балкарцы, из Дагестана парень один, есть девочка-чеченка, она пережила войну, семья бежала от войны в Германию, потом вернулась в Нальчик.

Университет большой, 15 тыс. студентов, с блестящими кафедрами математическими, физическими, химическими, поскольку в республике было много заводов, работавших по военному госзаказу. О состоянии гуманитарных кафедр не знаю, но было понятно, что своими силами университет качественного художественного образования не даст. Мы стали приглашать педагогов из обеих столиц, по гуманитарным дисциплинам и по специальным - сценическое движение, техника речи. Несколько преподавателей местных.

Было трудно. Я сразу сказал ребятам, что раз они получают государственный диплом, для них нет неважных дисциплин. Нет никакой богемности. Запрещено пропускать занятия. Некая расслабленность, характерная для любого юга, столкнулась с нашей северной напористостью. И месяца через четыре ребята начали решительно меняться. Сегодня они неузнаваемы.

Они станут режиссерами телевидения, кино, радио, театра, кто не сможет работать в этих сферах, пригодятся культуре как управленцы, так как будут компетентными специалистами.

-Это бесплатная учеба?
-Четверть мест платных, чем я очень недоволен.

-Программа выстроена как во ВГИКе?
-Примерно. Кабардино-Балкария, одна из самых уникальных республик, запущена культурно. Ни одна радиостанция не вещает на родном языке. Некоторые ребята вообще его не знают, а русский едва-едва. Тяжело и без культурного фона. Педагог по истории театра из Москвы потеряла энтузиазм, когда поняла, что ученики не знают ничего.

Второй семестр ребята закончат в Петербурге, где почти месяц будут жить в общежитии и заниматься в аудитории одного из вузов. Они уже приезжали на пятидневную практику, были у меня на перезаписи по «Фаусту», смотрели спектакли, встречались с Олегом Басилашвили. Нагрузка и впечатления огромные, многие выехали из города в первый раз.

-Почему вы не сделали национальную мастерскую в Москве или в Петербурге?
-Нельзя отрывать взрослых людей от общества, в котором они родились, от национального уклада. Многие потом не возвращаются. А вернувшись, теряют интерес к жизни на родине и не занимаются художественным творчеством. Особенно режиссурой. Им надо лишь подставить плечо, а дальше они должны сами. Я сразу сказал: не знаю, что здесь будет через два-три года, поэтому будем учиться быстрее, чем обычно в кинематографическом вузе. Меня не интересует героическое прошлое ваших народов, владение кинжалом или скачка на лошадях, вы пришли учиться европейскому искусству и должны быть конкурентоспособными.

Первое задание съемочное было - письмо к матери. Девочка из Чечни сделала работу - письмо к матери от шахидки, которая уходит в Россию. Не побоялась. Девочки вообще более цельные и упорные. Я делаю замечания только профессионального характера, смысловых ограничений нет.

Вижу, как образование, строгость, целенаправленные усилия меняют людей. Спокойная, умная, последовательная работа многое решает. Без идеологической истерии, рекламных акций. Если бы так же работала политическая система страны, в том числе на Кавказе, массы проблем не стало бы.

-А сказывается ли как-то на обучении их вера?
-Кинематографическое искусство в принципе светское. Я запретов на мусульманские темы не ставлю, но прошу не делать религиозного акцента. Сам стараюсь реже обращаться к библейской традиции, хотя на занятиях по живописи, архитектуре речь о ней так или иначе заходит. В работах студентов их герои обращаются к Аллаху, но не более того. Говорю им постоянно: сначала обучитесь мастерству, познайте разумные принципы и затем войдите в этот мир. Вы сами потом определите, насколько вам нужна русская культура и жизнь с Россией. По моим наблюдениям, им трудно себя представить вне контакта с Россией. В отличие от Чечни, где молодежь решительно настроена на объединение с Турцией.

- Какие курсы читаете лично вы?
-Режиссуру документального и игрового кино. Еще анализ кинематографического изображения: мы смотрим фильм на иностранном языке и учимся его понимать без диалогов. Уже прошли культуру павильонной съемки, впереди натурные. Все очень конкретно, нет времени на общие слова.

-На сколько лет рассчитано обучение?
-Четыре года, пятый - дипломный. Еще надо, чтобы они овладели телевизионной спецификой, я договорился с руководством местного отделения РТР о практических занятиях.

-Вы встретили понимание?
-Здесь - да. Однако не на уровне федерального округа или президента республики.

-Но ведь президент Каноков - герой одного из ваших фильмов в цикле «Интонация».
-К мастерской он не проявил никакого интереса. Мы ни разу с тех пор не встретились, хотя я пытался - чтобы попробовать получить какие-то гранты для студентов, педагогов. Нужна поддержка и для приобретения техники. Думаю, для властей республики и Южного федерального округа мы некий раздражающий фактор. Нынешнее состояние, видимо, устраивает очень многих. Зачем им группа людей, которые чувствуют себя совершенно иначе?

-Другие студенты, наверное, завидуют вашим?
-Пока не знаю. Но когда я предложил устроить показ работ для всего университета, ребята сказали: «Да вы что, они не поймут».

-Такой отрыв не опасен для ваших учеников?
-Да, они закончат учебу, и начнется борьба. Нелегко им придется. Пока я с удовольствием наблюдаю, насколько им нравится быть вместе, но их будущее меня волнует.

-Из кинематографистов кто-то предложил вам свою помощь?
-Только трое моих давних коллег сказали, что готовы приехать и дать мастер-класс.

-Зато ваша градозащитная деятельность, которой вы уже лет пять занимаетесь, привлекает в Петербурге очень многих людей.
-Но многие говорят, что все бесполезно, что я теряю время, Петербурга уже нет, а из страны надо уезжать. Мне трудно объяснить, зачем я это делаю, но поддерживает результат. Очень долго его не было, но теперь удалось наладить системное общение губернатора и градозащитников. Валентина Матвиенко уже пять раз встречалась с нами, мы говорим ей нелицеприятные вещи. Например, она была шокирована, когда увидела карту разрушений за последние двадцать лет (договорились с Михаилом Пиотровским, что сдадим ее в Эрмитаж как экспонат), но от дальнейших контактов не отказывается. Показала себя человеком слова. Ведет себя строго, не давит, своим статусным положением не пользуется. Надеюсь, она постепенно понимает, что наши предложения надо учитывать. Что надо менять всю градостроительную политику в Петербурге, пересматривать генеральный план, начинать серьезный разговор о том, что наши чудовищные - я уже нигде не сдерживаюсь - архитекторы понастроили в стране. Это большая беда. В их домах просто неудобно жить.

-А где взять других? Приглашать западных?
-Простого решения нет. Надо думать.

-Все ждут результата вашей собственной работы - фильма «Фауст». Объявлено, что в Канне картины не будет. Почему?
-Из-за нехватки денег ее не удалось вовремя довести до конца. Стоимость работ оказалась выше предполагаемой, поскольку картина большая (два часа четырнадцать минут) и технологически сложная. Проблемы с фестивальным показом никакой нет, покажем в Венеции, может быть. Мне хочется освободиться от картины, и только. Пока она не завершена, все висит в голове. Ничего не решено и с русским вариантом. Фильм на немецком языке, делать ли субтитры или озвучивать закадровым голосом? И вообще нужен ли русский вариант? Кому?

Тем не менее тетралогия завершена.

-Вы уже начали подготовку к неигровому фильму о Лувре…
-Это его история в годы оккупации. Конечно, фоном здесь стоит обожаемый мною Эрмитаж. Тяжелейшая драма, хотя и по-разному совсем, постигла эти два музея в годы войны. Фильм в голове сложился давно, года три назад дирекция Лувра предложила мне сделать картину о музее.

-Под впечатлением от «Русского ковчега»?
-Возможно. В Лувре сильный кинодепартамент, опытные люди, но тема была для них, конечно, неожиданной. Они уже собирают средства, я отсматриваю хронику. История еще сложнее, чем я предполагал: франко-германские отношения того времени касаются и еще коснутся нас. Оператором будет Бруно Дельбоннель, который снимал «Фауста». Хотя в основном хроника. Мы должны съемки провести осенью, так как в 2012 году в Лувре начнутся большие ремонтные работы.

-Половина ваших картин связана с Европой. Своей второй родиной вы, пусть шутя, называете Японию. Двадцать лет в каждом интервью говорите, что серьезное кино в России никому не нужно и пора уезжать. И все же вы здесь.
-Да, это невозможно объяснить.

Отсюда www.mn.ru/newspaper_freetime/20110429/301454748.html  
via
solntseva 
http://www.online812.ru/2011/06/17/004/ - тоже интервью..

С-Петербург, Сокуров, кино, Эрмитаж, Лувр, город

Previous post Next post
Up