фото и подробнее
http://pln-pskov.ru/accidents/91133.html http://pravdapskov.ru/news/3318 Спасо-Мирожский Завеличский монастырь - монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа в реку Великую, в районе, называвшемся Завеличье.
Дату основания монастыря относят к середине XII в. и связывают с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, была библиотека, мастерская переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), иконописная мастерская.
Территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились.
Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX вв.), братских келий (XVII-XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799-1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).
Собор Спаса Преображения выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Расписан в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок - в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В.Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Утраченность отдельных участков и потёртость красочных слоёв не устраивала духовенство монастыря. Указом Синода В.Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н.Сафонова, которая в 1900-01 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. В Спасо-Преображенском соборе музей, богослужения в нём не проводятся.