Георгий Рерберг - Марианна Чугунова - Евгений Цымбал:Фокус на бесконечность ("Сталкер")
Разговор о «Сталкере»
Эта беседа состоялась летом 1997 года, когда я делал картину «Сны Сталкера» - о жизни и творческой судьбе Александра Кайдановского. Тогда я надеялся, что следующим станет фильм об Андрее Арсеньевиче Тарковском и о съемках «Сталкера», в которых мне довелось участвовать. Увы, этот проект не состоялся. Материалы, собранные для него, войдут в книгу «Рождение «Сталкера», над которой я сейчас работаю.
Мне стоило больших трудов вызвать на этот разговор Георгия Ивановича Рерберга - в течение многих лет я не раз к нему подступался.
kinoart.ru/2006/n4-article20.html.
*****
По "Культуре" - «Рерберг и Тарковский - обратная сторона Сталкера»
Документальный фильм с восьмилетней историей. Для режиссера Игоря Майбороды именно эта картина стала дебютной, хотя больше десяти лет назад он начинал снимать другую - игровую ленту. С Георгием Рербергом. Однако фильм так и остался незаконченным. Когда кинооператора не стало, Майборода зажегся мыслью сделать фильм-посвящение тому, кого незаслуженно забыли. Рассказать историю жизни Рерберга, попробовать разобраться - как было на самом деле. Снять фильм с лучшими операторами - его друзьями.
Игорь Майборода, режиссер: «По мере того, как мы двигались, по мере того, как мы общались с людьми, обнаружилось, что есть какая-то поверхность, а есть глубина, и если найти еще кого-то, найти участников, то может получиться что-то гораздо более глубокое и неизвестное».
«Сталкер» стал поворотным моментом в судьбе Георгия Рерберга. После «Зеркала» новый фильм должен был только укрепить союз двух выдающихся людей. Однако снятый Рербергом фильм так никто и не увидел, позже пленки погибли при пожаре. А Андрей Тарковский отказался работать с ним, сославшись на брак, и полностью переснял ленту с другим оператором. Сам Рерберг по этому поводу лишь отговаривался - жизнь развела.
Игорь Майборода, режиссер: «Объединить все то, что написано, все то, что опубликовано и все те воспоминания, которые не опубликованы, чтобы создалась такая документальная картина съемок "Сталкера". На Московском фестивале фильм назвали манифестом XXI века - "Интеллигенция, которую мы потеряли", а я считаю, что снимал фильм о том, как выдавливается интеллигентность».
Евгений Цымбал, режиссер, участник фильма «Рерберг и Тарковский: обратная сторона «Сталкера»: «Я работал на "Сталкере" с самого начала и до конца и был свидетелем того, что происходило на съемочной площадке. И я отдаю должное Рербергу, который деликатно молчал об этом столько лет, и мне стоило больших трудов его уговорить, вызвать на откровенность».
Уникальный жизненный роман - страстная дружба и яростные конфликты - это оборотная сторона «Сталкера». «Мы не хотели дискредитировать Андрея Тарковского, мы лишь хотели рассказать правду», - говорят создатели фильма. Гениальные люди легкими не бывают…
Евгений Цымбал, режиссер: «Тарковский с Рербергом достигли какого-то момента, когда им стало тесно вместе, я помню Рерберг как-то сказал Тарковскому: «Два гения на площадке - это слишком много». Оба - явно и точно - считали себя гениями.
отсюда
www.tvkultura.ru/news.html.