Одна история войны

Jul 14, 2009 04:36

Трудно описывать историю когда неизвестно ее окончание. Но в данном случае затем и пишу. Может быть разойдется информация по интернету и даст результаты.

Предыстория
Летом 2005 года, нам с товарищами довелось побывать в деревне Плав Валдайского района Новгородской области. Это та самая деревня, жители которой нашли легендарного летчика Алексея Маресьева.
Тогда, в 2005 году еще была жива Александра Петровна Вихрова - последняя свидетельница событий связанных с летчиком. Собственно мы и ехали туда в связи с книгой Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Сын одного нашего приятеля спросил - правда ли был такой летчик. Ему ответили, что правда. А потом... Потом решили показать где и как. Самим тоже было интересно.
До посещения деревни Плав, все что мы знали, это текст книги и настоящее имя прототипа главного героя - героя СССР Алексея Петровича Маресьева.

Путь в любом случае лежал через деревню.
Посещение деревни Плав оказалось до крайности интересным. Во-первых, мы узнали, что дом семьи Вихровых, тот самый дом в котором выхаживали раненого летчика, до сих пор стоит. Соседка Вихровых, мировая женщина Тамара Александровна Степанова, угостила нас парным молоком и проводила до дома Вировых, где мы познакомились с Александрой Петровной.
В гости мы напросились, чего уж скрывать. Александра Петровна рассказала нам о том, что случилось весной 1942 года...
С огромным сожалением признаюсь, что мы не были готовы к встрече с хозяевами дома. У нас с собой не оказалось даже диктофона, а записывать действительно было что. Фрагменты рассказа смогли записать на цифровые фотокамеры в режиме видео. Но в 2005 году, "цифрофотики" были еще далеки от совершенства.

Безусловно, в жизни все происходило совсем не так, как в книге. Старшему лейтенанту Маресьеву после 18 суток тяжелейшего пути ползком без еды по зимнему лесу повезло оказаться рядом с лесной дорожкой, связывающей соседние села. Совсем изможденный, Алексей Петрович уже не мог подняться и лежал в снегу. В то же время на эту развилку вышел житель деревни Рабежа, направлявшийся в Плав. Он не видел лежащего летчика и мог пройти мимо, если бы А.П. Маресьев не окликнул его. Немцы были совсем рядом, поэтому неудивительно, что мужик-прохожий испугался человека в форме в лесу и побежал в Плав. Там, найдя председателя деда Михайлу, поведал ему о происшествии. И лишь потом дед Михайла, Сергей Малин и Саша Вихров перевезли на санях раненого летчика в дом Вихровых. Затем были баня и известный по книге куриный суп. Алексей Петрович пробыл в Плаве совсем недолго - около трех дней. По законам военного времени об офицере сообщили в соответствующие органы, и вскоре за ним приехали, причем не друзья-однополчане, как написано в книге, а, по всей видимости, люди из "особого отдела". Жителям деревни объявили, что найденный ими человек - немец и шпион, после чего Маресьева увезли. Местные пытались узнать, как сложилась дальнейшая судьба "ихнего летчика", но ничего конкретного так и не выяснили. Уже после войны они прочитали в газете историю о настоящем человеке и, поразившись сходству, написали запрос, не тот ли это летчик, который был в доме Вихровых. И только тогда пришел положительный ответ.
Если интересно, то полный отчет о той поездке можно найти здесь:
http://www.front-line.info/content/view/4/28/1/1/

Пропавший самолет
Кроме истории об Алексее Маресьеве, Александра Петровна Вихрова рассказала нам и о другом самолете.
Рассказ состоял из следующих данных: в первую зиму войны, на озеро Лютицкое стал садиться наш самолет. Снижался и дымил. Грохнувшись на лед он перевернулся (скапотировал наверное). Мужики и дети побежали в сел на озеро. Подошли к самолету. Оказалось, что весь экипаж погиб. Три человека. Местные мужики вытащили их из самолета и похоронили на берегу озера. Документы забрали и передали нашим военным. На этом все.
Мы спросили про самолет и могилу летчиков. Александра Петровна сказала, что самолет в озере потонул, а летчики там где и хоронили.
Осенью 2007 года мы, почти тем же составом вернулись в Плав. В надежде разузнать побольше о самолете. Визит начался с грустной вести - Александра Петровна Вихрова умерла за полгода до этого.
Единственными людьми кто хоть что-то мог рассказать о самолете и экипаже были Тамара Александровна Степанова и лесник Николай Степанович Журин. Они - дети войны. О самолете помнили по своему детству. Одно из их воспоминаний это парашюты летчиков. Жители деревни забрали их и шили рубахи детям.
Уже во время войны, озеро Лютицкое стало заболачиваться. Самолет лежал неподалеку от берега в заболоченной зоне. По словам Тамары Александровны и Николая Степановича, еще несколько лет после войны его было видно. Его постепенно всасывало вниз. В конце 40-х годов, Тамара Александровна со сверстниками была на Лютицком во время покоса. На берегу озера были сенники и луга. Они помнили могилу летчиков и видели самолет. Они даже бегали к нему будучи подростками и ныряли в открытый бомболюк. Однажды они вытащили из самолета планшет. В нем оказалась карта и фотография. Фотографию Тамара Александовна сохранила. Об этом позже.
Мы попросили лесника Николая Степановича Журина стать нашим проводником. Со времен войны, озеро Лютицкое полностью заболотилось и на современных картах обозначено как болото с глубиной более 2 метров.
Николай Степанович поглядел на наши машины, поцокал языком и сказал: "До Лютицкого-то вы навряд ли проедите. Но полдороги можно. Дальше пешком пройдем".
Так и решили.
Правда в итоге устроили трофи-рейд со всеми атрибутами. Лебедились, подкапывали землю под севшими на брюхо машинами, Лихо работали хай-джеками, но все-таки проехали все. Никалаю Степановичу даже понравилось.
На Лютицком, никто из жителей ближайших деревнь не бывал уже долгое время. Все жители Плава и Рабежи, которых мы за время поисков вывозили туда, помнили местность по детству или отрочеству. Оказываясь там сейчас, они как будто сговорившись реагировали так: "Ну полное ау! Вот здесь сарай стоял, здесь лодки вытаскивали".
И Николай Степанович, и Тамара Александровна, и все-все кого мы привозили на берег теперь уже болота Лютицкое не могли вспомнить место могилы наших летчиков. Показывали примерное место, разводили руками и очерчивали район размером с футбольное поле.

Экипаж
В общем-то, мы не обломались. Дело понятное. Столько лет прошло. Но для нас стало делом принципа найти могилу и добиться перезахоронения экипажа самолета из глухого леса на воинский мемориал.
Исходя из имеющихся данных, мы могли предположить следующее:
1. Экипаж три человека, значит бомбардировщик.
2. Первая зима войны. Скорей всего взлетал с аэродрома в Выползово и судя по всему туда же пытался дотянуть.

Тамара Александровна Степанова, любезно отдала нам фотографию которую нашли в планшете. На фотографии изображен молодой парень в звании старшего лейтенанта и девушка. На обороте написано: Вспоминай меня. Лиза. Казань.
Так же читаются выцвевшие примечания сделанные карандашом: 27 июня. 1941. 2 шт. Очевидно это писал фотограф.
Значит мы можем добавить еще один пункт:
3. Один из членов экипажа, скорей всего пилот или штурман, находился в июне 1941 года в Казани.
Не так уж плохо! В Казани было летное училище и завод на котором делали бомбардировщики Пе-2.
Учитывая, что изображенный на фото летчик был в звании старшего лейтенанта, то выпускником летного училища он не был. Мог быть инструктором. А мог и получать в Казани самолет. Но все-таки зацепка.

С этой фотографией, мы отправились в Центральный Архив Министерства Обороны в Подольске (ЦАМО). Правда результатов наш визит не дал. Увы! В архиве по фотографиям не ищут. Хотя мне кажется это странным. Ведь в районе деревни Плав не вся авиация Красной армии воевала. А уж учитывая экипаж в три человека и возможный тип самолета, тем более. Плюс к этому и то, что документы членов экипажа были переданы нашим военным. Не знаю. Может я и не прав, но думаю, что круг для поисков очерчен не самый широкий. Уж никак не годы работы с архивными данными.
Нам сказали, что нужно добыть какой-нибудь номер самолета. Номер центроплана, номер двигателя или номер пушки (пулемета).
Хм. Легко сказать. Лютицкое на сегодняшний день - болто. Причем болото опасное. Засасывает.
Очередную вылазку на Лютицкое, мы предприняли в январе этого года. Надеялись, что оно замерзает. Не тут-то было! Снегу сверху навалило, а под ним все таже трясина.
Значит по льду походить с металлоискателем не получится. Сделаем еще вылазку осенью.
Будем искать могилу летчиков и самолет. Попытаемся соорудить мостки и пешеходные сэнд-траки. Походим по болоту неподалеку от того берега где похоронили наших летчиков. Может и обнаружим самолет. А уж как к нему нырять, будем решать если найдем.

Но есть и еще один вариант - фотография. Я прошу всех у кого есть блог или сайт в интернете, разместить на нем фотографию летчика и девушки Лизы. Вдруг отыщется человек который знает кого-то из них?




Продлжение истории здесь:  http://jeep-user.livejournal.com/5981.html

поиск летчика., Разбившийся самолет, Новгородская область

Previous post Next post
Up