Мы давно привыкли, что в районе 90-ой дороги не происходит ничего интересного, кроме аварий. Но оказывается, здесь скоро будет город-сад и на Марсе будут яблони цвести .
Года три назад на горе Кохав а-Ярден начали строительство гидроаккумулирующей электростанция. Говорили об этом строительстве давно, но как-то не верилось, что такую на первый взгляд странную идею можно реализовать в засушливой стране. Tем не менее, дело таки пошло, все окрестности перекопали, на ходу меняя ландшафт. Катаясь на велике, надо всегда иметь в виду, что где-то могут вырыть здоровенную канаву, которую не всегда можно объехать. К тому же, в одно время с электростанцией проложили газовые трубы - с берега Средиземного моря до Иордании, что добавило перцу. Строит электростанцию китайский подрядчик Sinohydro, их китайские рабочие живут и у нас в кибуце, и во всех окрестных кибуцах и мошавах. Очень экзотично выглядит, кстати, по кибуцу ходит толпа задумчивых китайцев и на ходу втыкают в свои телефоны.
Бизнес-идея такая - внизу,скажем, есть полный бассейн, вверху - пустой. Между ними - труба. Из нижнего бассейна вода по трубе перекачивается в верхний. Потом, когда нужно электричество, открывается заслонка - и вся вода из верхнего бассейна с дикой скоростью переливается в нижний, попутно крутя турбины и вырабатывая электричество. Причем мощность такая, что равна четверти мощности электростанции в Хадере. Поднимать воду планировалось в то время когда электричество дешевое, то есть ночью, а заслонку открывать в пиковые нагрузки.
Но потом от этой идеи отказались, решили поднимать воду когда будет потребность. А если вода уже всё равно наверху,то надо уже использовать его для орошения всего плато, на котором куча проблем с водой. Дело в том что и там, и на Гильбоа арабы насверлили пиратских скважин и добывают оттуда воду. Использование без учета и надзора, этим они уничтожили водоносный слой в районе, воды почти нет. Поэтому на плато построили еще огромное озеро для очистки воды, которая доставляется туда по трубопроводу из знаменитого ручья Кишон. Теоретически этой воды должно хватить на всех, в том числе на арабов, которые очень скоро начнут ее воровать придут с протянутой рукой. В общем, заживем :) На плато, раньше никому не нужном, раздали участки кибуцам и мошавам, даже Эйн Геву досталось.
Точно такой проект есть на Гильбоа у кибуца Решафим, начнет работать в следующем году. Планируют построить что-то похожее
около кибуца Манара и еще где-то, не запомнил.
В день выборов записался на экскурсию для местных жителей, кто интересуется. Экскурсию проводил мой сосед Ярив, он работает там наблюдающим за строительством от хозяев проекта, он же все и рассказывал.
Небольшое политтехнологическое отступление. Этот Ярив баллотировался от кибуца в местный совет. В день выборов провел четыре полных экскурсии, вспотел и охрип. За кого проголосовали люди? Правильно, вы угадали :)
Строительство огромное, если бывали в крепости Бельвуар на Кохав а-Ярден, можете понять, о чем речь. У поворота на гору, слева если ехать на север, копают огроменный бассейн, справа у горы поставили бетонный завод, административные сараи и кучу тяжелой техники. Китайские лозунги очень оживляют пейзаж. В самой горе просверлили 4 тоннеля, целое метро, хотят дойти до середины основания горы, если смотреть в разрезе. На горе еще интереснее - почти на самом верху роют другой бассейн, еще больше нижнего.
Мы сейчас находимся слева по карте, на горе у верхнего бассейна. Копать, в принципе, не так чтобы только начали, но не на продвинутом этапе, создают основу. То место, на котором мы стоим, будет затоплено. Трубы, торчащие из ямы - это насосы для откачивания дождевой воды, зима близко.
Вид на провал с другой стороны, на фоне экскурсантки. В глубине - начало водного тоннеля
Рядом роют демпферную станцию, потому что когда бассейн опустошается или наполняется, происходит гидравлический удар и надо его как-то гасить, а это целая система тоннелей и труб. Развернуться там особо негде, большой экскаватор опускает свой ковш вниз, там маленький трактор в него наваливает, так и продвигаются.
Чуть в стороне сверлят дырищу в самой маковке горы, да так, что она теоретически должна соединиться с тем метро, которое устроили у ее основания. Вся эта конструкция - буровая установка. Планируется просверлить небольшое отверстие до соединения с тоннелем, потом присобачить бур побольше и тащить его вверх, расширяя шахту. Породу будут вынимать в каких-то странных емкостях. Работают только китайцы, есть несколько израильских инженеров. Китайцы даже грузовики свои привезли. Вообще китайская компания видит для себя этот проект как окно в ОБСЕ. Все рабочие и инженеры до этого были заняты на различных проектах в Африке, в цивилизованном мире это первый проект, надеются на развитие.
По карте мы в верхней части проекта, где платформа
Рабочие как рабочие, варят и пилят, ругаются между собой по-китайски, очень громко
Неподалеку кабельная станция. Каждый кабель проверяется на рентгеновской установке, и только после этого идет в работу. Видел, как группа рабочих разматывала такой кабель, пропускала его через специальный агрегат и сматывали с другой стороны. Посредине стоял озабоченный китаец и смотрел в лептоп. А это ответственная работница фотографирует белых обезьян
Потом спустились вниз, к тоннелю. В длину уже один километр, мы были во вспомогательном рукаве, он же самый большой, по нему ездят огромные грейдеры, очень задымлено выхлопами, несмотря на вентиляцию, точно как в сдаточном цеху Камаза во время госприемки. Мы были на отметке 870 метров, дальше не пустили.
Там же стоял пожилой китаец с киркой. Сенсей, подумал Штирлиц
О том, что не вошло в экскурсию.
К воде, которая подается в турбины, предъявляются особые требования по очистке. С целью обеспечения качества на нижнем озере строится мини опреснительная и очистительная установка. Вода из Долины источников немного подсоленная и не годится на полив, только в рыбные пруды. Вот и в электростанцию не пойдет, надо очищать и опреснять. В общем, там, внизу, целая система труб и бассейнов.
Охрана природы. Весь фестиваль происходит практически на территории заповедника Ручей Тавор. Но меры для охраны природы просто беспрецедентны. Например, все канавы, места, где ездили машины при строительстве газовой трубы, очень аккуратно засыпаны землей и камнями, через год вообще не будет видно, что там что-то копали. На горе Кохав а-Ярден, в районе крепости, где сейчас сверлят вертикальное отверстие, раньше росли оливки - их пересадили временно в какой-то парк, когда закончат строительство и разрушат все вспомогательные сооружения - пересадят обратно где росли, все будет выглядеть как раньше - оливки и олени. Весь лагерь у подножия горы уберут. Там же, рядом с лагерем, есть старый карьер Маале Илиша - он будет засыпан, рана на теле горы приведена в порядок и станет как будто ничего не было. На резервуарах, для уменьшения испарения и для пользы дела, установят плавающие солнечные панели - копеечка к копеечке, старушка к старушке - уже рубль. Город-сад, в общем.
Также в процессе работ восстановлена и капитально отремонтирована дорога в крепость Бельвуар, приятно посмотреть. Опасные места даже огорожены деревянными перилами, привезенными, как оказалось, из Франции. В общем, если кто помнит как там было - не узнать.
Ну и о главном - проект должен заработать в ноябре 2021 года, на 20 лет он принадлежит компании-инвестору, потом отходит государству. Думаю, проект запущен также из стратегических соображений, от вопросов по этой теме старательно уклоняются. Обслуживающий персонал станции - 4-5 человек.