Jan 21, 2015 22:56
В ранних текстах Профессора конец мира расписан под хохлому прописан очень рельефно, и за достоверность его ручается высочайший источник - апокалиптическая роспись носит название "Второго Пророчества Мандоса". В поздних текстах громкость темы приглушена, а доказательства достоверности лукавы: мы имеем прямое утверждение, что "у эльфов нет легенд о конце мира", а все поздние отголоски того, что было когда-то "Вторым Пророчеством", транслируются с явным человеческим акцентом, с отсылками на людские предания. А люди - откуда ж они знают! И это безусловно справедливо.
Но вот недавно, перечитывая главу во "Властелине Колец", где Бомбадил спасает хоббитов из могильников, пришло мне в голову вот что:
1) Заклинание, которое пропевает Умертвие из кургана:
Cold be hand and heart and bone,
and cold be sleep under stone:
never mоre to wake on stony bed,
never, till the Sun fails and the Moon is dead.
In the black wind the stars shall die,
and still on gold here let them lie,
till the dark lord lifts his hand
over dead sea and withered land.
Подстрочник:
Пусть скует холод и сердце, и плоть,
в хладном сне под камнем:
никогда боле не пробудиться им на каменном ложе,
никогда, пока не погаснет Солнце, пока Луна не умрет.
Звезды будут гибнуть в черном вихре -
а им всё лежать и лежать здесь на грудах золота,
покуда темный властелин не подымет руку,
над мертвым морем и над иссохшей землей.
2) Песня Тома Бомбадила, изгоняющая Умертвие из кургана:
Get out, you old Wight! Vanish in the sunlight!
Shrivel like the cold mist, like the winds go wailing,
Out into the barren lands far beyond the mountains!
Come never here again! Leave your barrow empty!
Lost and forgotten be, darker than the darkness,
Where gates stand for ever shut, till the world is mended.
Подстрочник:
Сгинь, древнее создание! Исчезни в лучах света!
Развейся, словно холодный туман, стихни, как завывания ветра,
убирайся в пустыни далеко за горами!
Никогда не возвращайся сюда! Оставь свое логово!
Да будешь ты, тьма темнее тьмы, забыта и изгнана
туда, где врата остаются вечно запертыми, покуда мир не будет исцелен.
Не буду вдаваться в тонкие материи теологического свойства "какой темный властелин имеется в виду, Саурон или Моргот", споры бесплодны, раз уж сам Толкин обронил, что должны быть вещи, которые не понимает до конца и сам автор. ))) Меня заворожило вот что: и Умертвие, и Том Бомбадил совершенно безапелляционно рисуют каждый свою картину будущего, уготованного этому миру. Чертят две линии, которые явно когда-нибудь пересекутся - и они пересекаются, с совершенно явным результатом: Умертвие отправляется исполнять сценарий песенки Тома, сидеть "за дверьми, которые вечно заперты, покуда мир не будет исцелен".
Все по сценарию Бомбадила, ведь " None has ever caught him yet, for Tom, he is the master: His songs are stronger songs, and his feet are faster." (Никто покамест его не поймал, ведь Том - он Хозяин: песни его сильнее других, и ноги его - самые быстрые).
И, возможно, мир и будет исцелен без финальной апокалиптической драчки - если такие песни, как у Тома Бомбадила, каждый раз, раз за разом будут оказываться сильней...
Но это очень тревожная картина мира, правда? Если Страшный Суд не "когда-то, может быть, будет", а идет вотпрямщас. Если знать, что каждая твоя песня - это такое совершенно обыденное поле битвы, и ты со своим "проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз..." - не просто единица в штатном расписании, а вполне себе всадник Апокалипсиса. В режиме нон-стоп. И совершенно необходимо, чтоб твоя песня была сильнее, и тогда мир будет исцелен.
head for tol himling