Я
как-то писал про канализационные люки Калининграда.
Но сейчас мне захотелось эту статью дополнить и сделать её "ремейк" с более обширной и подробной информацией.
Так что, если кому-то интересно почитать об истории некоторых канализационных люках во второй раз, но с "интимными" подробностями, велкам инсайд.
Прогуливаясь по городу, я обращал на них внимание по той причине, что в старых районах люки были ещё со времён Кёнигсберга.
Это, возможно самый старый люк, который мне встретился. Но точно утверждать не возьмусь. Года были только на двух. 1927 г.
А что же означает надпись на этом люке?
Waggon -Fabrik L.Steinfurt A.G. - это название завода, где:
L.Steinfurt - фамилия основателя этого завода. Леопольд Штайнфурт.
A.G. здесь обозначает Aktiengesellschaft (позже фирму переименовали в Waggon -Fabrik L.Steinfurt Aktiengesellschaft). Термином этим означают организации в форме акционерного общества.
KW - скорее всего, канализационная вода, KanalisationWasser
Завод выпускал железнодорожные и трамвайные вагоны, электромобили и чугунное литьё. Первый вагон с завода сошёл в 1867 году.
Также на вагонной фабрике Штайнфурта трудились многие талантливые работники, в том числе и Карл Шарфенберг(1874 -1938) - автора изобретения автоматической сцепки вагонов. Его инженерная находка оказалась столь удачной, что по сей день применяется на рельсовом транспорте во многих странах, включая Россию.
После смерти Леопольда Штайнфурта в 1864 году фабрику возглавил недавно поступивший к нему на службу талантливый инженер Фриц Хейман. При нём фабрика получила новую жизнь. Вдобавок к тому Фриц женился на дочери Леопольда Штайнфурта Лауре Штайнфурт и получил право на наследство с обязательством сохранения имени тестя в названии фирмы.
Когда Фрицу Хейманну исполнилось 63 года, он решил уйти на покой и передать дела сыну Феликсу (1869-1932), работавшему инженером в Германии.
После смерти Феликса Хейманна некоторое участие в деле принимал его брат Макс Хейманн (1870 -1939).
Затем в деле приняли участие сыновья Феликса Хейманна - Фридрих и Макс. В хаосе 1945 года они пропали без вести, а сама фирма прекратила своё существование.
Теперь о ней напоминают только крышки люков на улицах Калининграда.
Это очень кратенькая история этой славной компании.
Люк той же фирмы, что и выше. 1937 г.
Год неизвестен.
А вот с этим люком мне не всё понятно (фото выше).
В 1828 году в Кёнигсберге была основана фирма Union Giesserei.
Изначально это было литейное производство. Позже к нему добавилось локомотиво- и кораблестроение.
5 декабря 1855 она выпустила свой первый локомотив.
В 1930-1931 годах компания Union Giesserei была поглощена фирмой F. Schichau GmbH, дочерним предприятием которой, являлся судостроительный завод.
Таким образом на базе этой компании был образован завод "Янтарь", который и ныне здравствует.
На фотографии ниже акция компании достоинством в 1000 марок (100 рейхсмарок), 1921.
А теперь ещё раз взгляните на люк чуть выше. В названии фирмы Union Giesserei пропущена первая буква "е" - Union Gisserei. И здесь уж мне сложно что-то сказать, либо это действительно ошибка, либо в этом есть какой-то смысл. А может кто-то из знающих это дело прокомментирует?
Следующие два люка, как мне удалось выяснить, были выпущены компанией SAINT-GOBAIN PAM
Сегодняшнее предприятие SAINT-GOBAIN PAM было основано в 1756 году в Германии, как предприятие, производящее эмаль и кузница князя Вильгельма Генриха фон Нассау Саарбрюккен.
Через 250 лет это переросло в современное чугунно-литейное производство. Завод специализируется на изготовлении и сбыте систем трубопровода из тягучего чугуна.
Вот такую историю хранят в себе надписи на крышках канализационных люков в Калининграде.
Но не только на "иностранных" крышках можно прочесть какую-нибудь историю. Например, в Химках(Московская обл.), которые статус города приобрели только в 1939 году, мною был обнаружен такой люк:
Помимо 1936 года выпуска на нём есть и ещё кое-какая историческая информация. С предположением и осторожностью слова АРТ КИМ я расшифровал, как Артель Коммунистического Интернационала Молодёжи.
Д.О.М.П.С. вероятнее всего указывает на принадлежность к Министерству Путей Сообщений. Зато с надписью СТ. МУШКЕТОВО всё достаточно прозрачно. Эта надпись нам говорит о том, что эта крышка попала в Химки из Донецкой области (Украина).
Мушкетово - одна из станций, которая связывала Донецк с отдалёнными промышленными районами области. С этой станцией и станцией Юзово был соединён металлургический завод.
А в историческом центре Москвы можно обнаружить вот такой люк (Фото Л.П. Джепко):
Эта крышка была изготовлена в начале XX века Думиничским чугунно-литейным заводом товарищества Цыплаковых и Лабунского.
Строительство завода началось в 1883 году на территории посёлка Думиничи (Калужская область).
17 февраля 1883 года состоялась первая плавка руды.
На заводе имелось несколько паровых машин и доменная печь. Продукция выпускалась огромными партиями. К концу 1887 года на заводе работало 450 взрослых мужчин и 57 подростков.
В годы Великой Отечественной Войны Думиничская земля стала местом активных боевых действий, на ее территории действовал партизанский отряд "За Родину". Поселок дважды был оккупирован немцами.
Сам посёлок превратился в руины и чугунно-литейный завод Цыплакова тоже был уничтожен.
Спасибо за внимание.