О бессмертии и кино

Jun 01, 2020 15:15



Последнюю неделю что-то немного ввернуло в интерес к теме бессмертия в тех фильмосериалах, что смотрел в последние годы.

1.
Вчера целых полтора раза пересмотрел в-оригинале-с-субтитрами прекрасный "Человек с Земли" Ричарда Шенкмана. Помню, когда лет 10 назад смотрел его в первый раз, ожиданий особых не было, а вот реальность после просмотра изменилась (схожий эффект был от немецкого "Видео Иисус" по книге Андреаса Эшбаха). Изящно и драматически глубоко подать тему бессмертия, при всей кажущейся простоте, при недоговоренностях и не заполненных словами культурных пространствах - дорогого стоит. Человек, волей судьбы и собственной физиологии живущий рядом с любым из нас последние 14 000 лет - могло ли такое в принципе быть? Сама идея такого создания. Что бы он пронёс через эти тысячелетия? Чем бы мог заниматься? Что было бы предметом его жизненных интересов? Устремлений? Моральных и нравственных ориентиров? Особенно интересовала - сейчас значительно больше, чем раньше, - принципиальная возможность удержания в сознании информации, способности её обрабатывать и анализировать. С учетом увеличения количества и качества информационного пространства в последние 100 лет что было бы маяками, удерживающими человека в реальности, не позволяющими сойти с ума? Только ли буддийское спокойное отношение к течению жизни в целом или что-то еще?

Сам фильм обрастает с годами дополнительными смыслами. Я так понимаю, что "Jerome Bixby's The Man from the Earth" - это дань уважения Джерому Биксби - сценаристу классического "Стар Трека". Его сценарий лег в основу этого фильма, вышедшего через 9 лет после смерти самого Биксби. И в этом смысле выглядит завещанием человека, очень умиротворяющим и напоминающим о наиболее важных человеческих вещах, о его величестве Времени и философском заглядывании за бесконечность, которая, как известно, не предел.

У "Человека с Земли" есть и продолжение "Человек с Земли: Голоцен", которое смотреть не нужно (я не смотрел и не собираюсь, хоть и любопытно). Как раз по причине того, что лежащие в оригинальном произведении мысли идеально поданы - это история без начала и конца, как будто вырванная из временного потока, байка, рассказанная друзьям у костра. А "Голоцен", судя по отзывам публики - попытка развить не идеи, но поставить этих же персонажей уже в другие обстоятельства - в угоду не философской направленности, а только сюжетной. Без участия Джерома Биксби. Такой легкий фансервис. Поэтому нет, для ознакомления с более чем содержательным внутренним миром Джона Олдмена - только оригинальный фильм.



2.
Нашел пост в фейсбуке двухлетней давности:
"Вообще, конечно, годы идут, а пристрастия не меняются. Пересмотрел свой самый любимый момент из ТВ-сериалов ever. Это 16-й эпизод 3 сезона сериала "Горец", на тридцатой минуте, где Дункан Маклауд ищет наблюдателя Адама Пирсона, но, прибыв по его адресу, чувствует какую-то эпическую силу бессмертного, не обычное для этих ситуаций ощущение соприкосновения биологических полей концентрированной Силы, а нечто иного порядка - глубокое ухающе-обволакивающее эхо. После чего встречает собственно Адама, который сразу его узнает и бросает банку пивка, мол, глотни, друг, и приветствует нашего горца на латыни. И тут Маклауд понимает, что это вовсе не наблюдатель Адам Пирсон, который может что-то знать о Митосе, старейшем из бессмертных, которому 6,5 тысяч лет, среди всех бессмертных считающимся не более, чем мифом. А, вероятно, сам Митос (Methos - Mythos - Myth), некогда бывший одним из четырех всадников Апокалипсиса (Смерть), близкий друг Сократа, приближенный Юлия Цезаря, Клеопатры и Нефертити, Елены Троянской и Мэри Шелли, императора Нерона, Буча Кэссиди и Санденса Кида. Человек, ведущий бумажный дневник с тех пор, как появилась письменность. Который сидит себе, такой обаятельнейший милаха в икеевского антуража комнатушке, читает древний фолиант, слушает музычку в плеере и ещё пивко тебе предлагает. Прекрасный момент. Сто раз уже пересматривал эти две минуты. 3 сезон, 16 эпизод, с 30.15 по 33.40."

Получается, типаж ровно такой же - и привлекателен для меня в той же ровно плоскости. Человек, вынужденный сторониться людей и переезжать, чтобы не выдавать отсутствие старения, наблюдающий за развитием человечества, ведущий собственные хроники и не вмешивающийся даже в те процессы, которые могли бы многое изменить.



3.
Персонаж Дункана Маклауда / Коннора Маклауда в смысле собственного бессмертия также хорошо подан - в обоих случаях, соответственно фильма/сериала. Уставший от жизни человек, занимающийся антиквариатом и попутно обязательно чем-нибудь еще, соблюдающий кодекс собственных нравственных и этических принципов - только они и позволяют держаться за меняющую реальность. Тяжесть самой сути жития такого человека, его метаморфоз, лишений и преодолений читается даже просто во взгляде.


4.
Новые же вещи о бессмертных на уровне прочувствования и подачи персонажа плоховаты и посредственны. Сериалы "Вечность" с Йоаном Гриффитом и "Бессмертный" ("Новый Амстердам") с Николаем Костер-Вальдау страдают одной и той же сценарной проблемой. Их герой слишком живенький. Я не верю, что человек, десятилетиями / столетиями терявший контуры узнаваемости собственного мира, терявший людей, останется сколь бы то ни было заинтересованным в ежедневной рутине живчиком. Такой персонаж, вероятнее всего, должен быть напитан цинизмом, сарказмом, сложносочиненной и не всегда очевидной жизненной мудростью. Но никак не быть на передовой - даже если эта передовая, например, находится в помещении морга. Это слишком плоская и упрощенная подача.



zpt nevozvrata, mood, сериалы, синематека, identity component, inspiration moment, earworm

Previous post Next post
Up