Книжные поиски Джедаевича: фолк-литература

Oct 07, 2015 16:03



В последнее время появилась внутренняя потребность в литературе фолк-тематической направленности. Хочу поделиться тем, что вызывает особенный интерес.


Андрей Мороз "Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия".
В сборнике публикуются фольклорные тексты о колдунах и представителях сельских жителей, которые пользуются магическим знанием (пастухи, плотники, охотники, повитухи и др.), а также собственно магические тексты. Все они записаны в ходе многолетней работы фольклорной экспедиции Российского государственного гуманитарного университета (Москва) в различные районы Архангельской области. Записи, представленные в книге, отражают живую традицию магических практик и поверий жителей Русского Севера. Тексты откомментированы и снабжены обширным справочным аппаратом. Издание предназначено специалистам в области фольклористики, этнографии, культурологии, студентам-филологам и всем интересующимся народной культурой.



Федор Успенский "Люди, тексты и вещи. Из истории культуры средневековой Скандинавии".
Скальды, руны и саги древней Скандинавии не были обойдены вниманием исследователей и любовью читателей. Тем не менее эта богатейшая культурная традиция по-прежнему изобилует загадками, разночтениями и вопросами, оставшимися без ответа. Загадочным представляется и самый дух этой культуры, который совсем по-разному воспринимается в начале XIX века, в первой половине XX столетия и в наше время. В своей книге мы стремились начать каждую главу с конкретной, как правило, очень небольшой детали - вырезанной на камне фразы, поэтической строчки, биографической подробности или иногда даже одного "странного" слова или прозвища - и попытаться увидеть, как в каждом из этих явлений воплотился тот целостный мир, который называют скандинавским Средневековьем.


Волхв Богумил "Трикстер в славянской традиции. Мистические практики Шуйного пути".
Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома... Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться в том можно, если начать размышлять, искать, сравнивать... Шуйный путь - это корень всему тому. Священное безумство, безумная мудрость, Путь Дурака... Это не просто отвлеченные слова, но и чья-то реальная жизнь, способ бытия, цель. Шуйный путь - не одна лишь теория, заключенная в символах на страницах посвященных ему трудов, это еще и тяжкая каждодневная практика. Книга, лежащая перед вами, посвящена как раз им, методам постижения Шуйного пути, равно как и Тому, кто первым данным путем прошел, указав нам направление...


Леонид Беловинский "История русской материальной культуры. Учебное пособие"
Учебное пособие содержит сжатое изложение обширных сведений по истории материальной культуры всех слоев населения России в процессе повседневной жизни: от технологий и инструментария срубного строительства до ювелирных украшений. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Музейное дело и охрана памятников", направлению подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" и слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки музейных работников, может использоваться в практической музейной работе, особенно начинающими музейными работниками, будет также полезно учащимся, изучающим историю русской культуры и читателям, интересующимся обстоятельствами быта своих предков.


А. С. Фаминцын "Скоморохи на Руси".
Александр Сергеевич Фаминцын - музыкальный критик и фольклорист второй половины XIX века, чьи работы по истории скоморошества долгое время оставались недооцененными. В книге "Скоморохи на Руси" автор рассматривает отношение к скоморохам в обществе, анализирует большое количество источников, что делает эту работу оригинальной и интересной. Книга дополнена комментариями и приложением, в котором собраны тексты скомороший, былин и песен, связанных с образом скомороха. Книга будет интересна историкам, фольклористам, музыковедам, этнографам и всем, кто интересуется историей культуры. Может быть использована студентами гуманитарных учебных заведений.


Николай Прокофьев (составитель) "Книга хожений".
Книгу составляют путевые записки первых русских путешественников, "ходивших" в различные страны Западной Европы и Востока в XI-XV вв. с паломническими, торговыми, познавательными целями. Записки содержат описания социального и этнографического характера, в них отразился внутренний мир русского человека того времени.


Изборник.
Пятнадцатый том первой серии представлен произведениями первых семисот лет русской литературы и включает три раздела - "Первое трехсотлетие"( "Повесть временных лет", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Древнерусские сборники афоризмов" и др.), "Триста лет Московской Литературы"("Задонщина", "Сказание о Дракуле воеводе", "Повесть о Петре и Февронии Муромских" и др.), и "Век Перелома"("Сказание Авраамия Палицына", "Легендарная переписка Ивана Грозного с турецким султаном", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Житие протопопа Аввакума" и др.). Вступительная статья Д.С.Лихачева. Составление и общая редакция тома Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева.


В. В. Козлов, А. А. Карамышев "Онтология шаманизма".
Книга является первой в России онтологией шаманизма, монографией по психологии шаманизма для широкого круга читателей. Авторы книги, доктор психологических наук, профессор Владимир Васильевич Козлов и психолог-исследователь Алексей Анатольевич Карамышев, проанализировали развитие психологии шаманизма с древности до современного этапа развития человеческой цивилизации.
В книге глубоко исследован шаманизм как культурное и психологическое явление. Читателю предлагается широкий обзор исторических и этнографических сведений, переосмысленных авторами таким образом, что у читателя появляется возможность прикоснуться к непосредственному опыту, лежащему в основе шаманизма - шаманизма не как религии, но как глубинной, изначальной матрице духовного опыта человечества и практических наблюдений даже для человека, который не собирается практиковать шаманизм. Но речь идет об архаической форме духовности, а духовный путь человека так устроен, что каждый человек повторяет в своем развитии все стадии (филогенез повторяет онтогенез). Поэтому даже если я христианка, в самом начале практики духовной жизни существует много шаманских элементов, и прекрасно, если их можно здравым образом соотнести с историей развития человечества и найти им соответствие в глубинах собственной психики.


Славянский и балканский фольклор. Народная демонология.
Сборник посвящен `низшей` мифологии славян - проблемам сравнительного изучения различных славянских мифологических персонажей и принципам мифологизации явлений природы и общественной жизни человека в традиционной культуре. В ряде статей сборника рассмотрены способы демонологизации различных профессий, пути перехода в разряд демонов христианских святых, проблемы календарной приуроченности некоторых персонажей, а также генезис славянских представлений о домашних демонах. В сборнике публикуются полевые материалы по демонологии из Полесского архива.


Д. И. Антонов, М. Р. Майзульс "Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа".
Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага. Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам "визуальной грамматики" и опознаются благодаря специальным маркерам демонического. Авторы прослеживают, как с XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники - от нейтральных персонажей. Как словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям. Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливал изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область - древнерусскую визуальную демонологию.


Ольга Белова "Славянский бестиарий. Словарь названий и символики".
`Славянский бестиарий` представляет собой первый опыт словарного свода, построенного на материале памятников восточно- и южнославянской книжности XII-XVII вв., который объединяет словарь названий и словарь символики животных. Специфика средневекового `научного` описания и принадлежность большинства `естественнонаучных` текстов к герменевтическому направлению книжности обусловили главную особенность книжной `лексики природы`: названия зооморфных персонажей выступают не только в номинативной функции, но и обладают разветвленной символикой. Включение в книжные сказания о животных фрагментов традиционных народных представлений (этиологические легенды, приметы, поверья, а также названия, имеющие мифологические коннотации) наглядно показывает неразрывную связьславянской `зоологической` лексики с этнокультурным контекстом. Словарь насчитывает 1117 статей и 16 отсылочных слов. Издание иллюстрировано миниатюрами рукописей из крупнейших российских архивов.

шуршат страницы, прочитать и обогатиться, bookreader i am

Previous post Next post
Up