В последнее время появилась внутренняя потребность в литературе фолк-тематической направленности. Хочу поделиться тем, что вызывает особенный интерес.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000589408/l/d64e/Andrej_Moroz__Znatki_veduny_i_chernoknizhniki._Koldovstvo_i_bytovaya_magiya_na_R.jpg)
Андрей Мороз "Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия".
В сборнике публикуются фольклорные тексты о колдунах и представителях сельских жителей, которые пользуются магическим знанием (пастухи, плотники, охотники, повитухи и др.), а также собственно магические тексты. Все они записаны в ходе многолетней работы фольклорной экспедиции Российского государственного гуманитарного университета (Москва) в различные районы Архангельской области. Записи, представленные в книге, отражают живую традицию магических практик и поверий жителей Русского Севера. Тексты откомментированы и снабжены обширным справочным аппаратом. Издание предназначено специалистам в области фольклористики, этнографии, культурологии, студентам-филологам и всем интересующимся народной культурой.
![](http://j.livelib.ru/boocover/1001224188/l/864a/Fedor_Uspenskij__Lyudi_teksty_i_veschi._Iz_istorii_kultury_srednevekovoj_Skandin.jpg)
Федор Успенский "Люди, тексты и вещи. Из истории культуры средневековой Скандинавии".
Скальды, руны и саги древней Скандинавии не были обойдены вниманием исследователей и любовью читателей. Тем не менее эта богатейшая культурная традиция по-прежнему изобилует загадками, разночтениями и вопросами, оставшимися без ответа. Загадочным представляется и самый дух этой культуры, который совсем по-разному воспринимается в начале XIX века, в первой половине XX столетия и в наше время. В своей книге мы стремились начать каждую главу с конкретной, как правило, очень небольшой детали - вырезанной на камне фразы, поэтической строчки, биографической подробности или иногда даже одного "странного" слова или прозвища - и попытаться увидеть, как в каждом из этих явлений воплотился тот целостный мир, который называют скандинавским Средневековьем.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000666117/l/fc8b/Volhv_Bogumil__Trikster_v_slavyanskoj_traditsii._Misticheskie_praktiki_Shujnogo_.jpg)
Волхв Богумил "Трикстер в славянской традиции. Мистические практики Шуйного пути".
Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома... Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться в том можно, если начать размышлять, искать, сравнивать... Шуйный путь - это корень всему тому. Священное безумство, безумная мудрость, Путь Дурака... Это не просто отвлеченные слова, но и чья-то реальная жизнь, способ бытия, цель. Шуйный путь - не одна лишь теория, заключенная в символах на страницах посвященных ему трудов, это еще и тяжкая каждодневная практика. Книга, лежащая перед вами, посвящена как раз им, методам постижения Шуйного пути, равно как и Тому, кто первым данным путем прошел, указав нам направление...
![](http://j.livelib.ru/boocover/1001432951/l/b325/Leonid_Belovinskij__Istoriya_russkoj_materialnoj_kultury._Uchebnoe_posobie.jpg)
Леонид Беловинский "История русской материальной культуры. Учебное пособие"
Учебное пособие содержит сжатое изложение обширных сведений по истории материальной культуры всех слоев населения России в процессе повседневной жизни: от технологий и инструментария срубного строительства до ювелирных украшений. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Музейное дело и охрана памятников", направлению подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" и слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки музейных работников, может использоваться в практической музейной работе, особенно начинающими музейными работниками, будет также полезно учащимся, изучающим историю русской культуры и читателям, интересующимся обстоятельствами быта своих предков.
![](http://j.livelib.ru/boocover/1000444978/l/aed7/A._S._Famintsyn__Skomorohi_na_Rusi.jpg)
А. С. Фаминцын "Скоморохи на Руси".
Александр Сергеевич Фаминцын - музыкальный критик и фольклорист второй половины XIX века, чьи работы по истории скоморошества долгое время оставались недооцененными. В книге "Скоморохи на Руси" автор рассматривает отношение к скоморохам в обществе, анализирует большое количество источников, что делает эту работу оригинальной и интересной. Книга дополнена комментариями и приложением, в котором собраны тексты скомороший, былин и песен, связанных с образом скомороха. Книга будет интересна историкам, фольклористам, музыковедам, этнографам и всем, кто интересуется историей культуры. Может быть использована студентами гуманитарных учебных заведений.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000230813/l/609a/Nikolaj_Prokofev_sostavitel__Kniga_hozhenij.jpg)
Николай Прокофьев (составитель) "Книга хожений".
Книгу составляют путевые записки первых русских путешественников, "ходивших" в различные страны Западной Европы и Востока в XI-XV вв. с паломническими, торговыми, познавательными целями. Записки содержат описания социального и этнографического характера, в них отразился внутренний мир русского человека того времени.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000248461/l/8764/bez_avtora__Izbornik.jpg)
Изборник.
Пятнадцатый том первой серии представлен произведениями первых семисот лет русской литературы и включает три раздела - "Первое трехсотлетие"( "Повесть временных лет", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Древнерусские сборники афоризмов" и др.), "Триста лет Московской Литературы"("Задонщина", "Сказание о Дракуле воеводе", "Повесть о Петре и Февронии Муромских" и др.), и "Век Перелома"("Сказание Авраамия Палицына", "Легендарная переписка Ивана Грозного с турецким султаном", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Житие протопопа Аввакума" и др.). Вступительная статья Д.С.Лихачева. Составление и общая редакция тома Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000632727/l/184d/V._V._Kozlov_A._A._Karamyshev__Ontologiya_shamanizma.jpg)
В. В. Козлов, А. А. Карамышев "Онтология шаманизма".
Книга является первой в России онтологией шаманизма, монографией по психологии шаманизма для широкого круга читателей. Авторы книги, доктор психологических наук, профессор Владимир Васильевич Козлов и психолог-исследователь Алексей Анатольевич Карамышев, проанализировали развитие психологии шаманизма с древности до современного этапа развития человеческой цивилизации.
В книге глубоко исследован шаманизм как культурное и психологическое явление. Читателю предлагается широкий обзор исторических и этнографических сведений, переосмысленных авторами таким образом, что у читателя появляется возможность прикоснуться к непосредственному опыту, лежащему в основе шаманизма - шаманизма не как религии, но как глубинной, изначальной матрице духовного опыта человечества и практических наблюдений даже для человека, который не собирается практиковать шаманизм. Но речь идет об архаической форме духовности, а духовный путь человека так устроен, что каждый человек повторяет в своем развитии все стадии (филогенез повторяет онтогенез). Поэтому даже если я христианка, в самом начале практики духовной жизни существует много шаманских элементов, и прекрасно, если их можно здравым образом соотнести с историей развития человечества и найти им соответствие в глубинах собственной психики.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000589764/l/15f9/__Slavyanskij_i_balkanskij_folklor._Narodnaya_demonologiya.jpg)
Славянский и балканский фольклор. Народная демонология.
Сборник посвящен `низшей` мифологии славян - проблемам сравнительного изучения различных славянских мифологических персонажей и принципам мифологизации явлений природы и общественной жизни человека в традиционной культуре. В ряде статей сборника рассмотрены способы демонологизации различных профессий, пути перехода в разряд демонов христианских святых, проблемы календарной приуроченности некоторых персонажей, а также генезис славянских представлений о домашних демонах. В сборнике публикуются полевые материалы по демонологии из Полесского архива.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000648127/l/5eee/D._I._Antonov_M._R._Majzuls__Demony_i_greshniki_v_drevnerusskoj_ikonografii._Sem.jpg)
Д. И. Антонов, М. Р. Майзульс "Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа".
Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага. Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам "визуальной грамматики" и опознаются благодаря специальным маркерам демонического. Авторы прослеживают, как с XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники - от нейтральных персонажей. Как словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям. Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливал изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область - древнерусскую визуальную демонологию.
![](http://i.livelib.ru/boocover/1000980355/l/0fb1/Olga_Belova__Slavyanskij_bestiarij._Slovar_nazvanij_i_simvoliki.jpg)
Ольга Белова "Славянский бестиарий. Словарь названий и символики".
`Славянский бестиарий` представляет собой первый опыт словарного свода, построенного на материале памятников восточно- и южнославянской книжности XII-XVII вв., который объединяет словарь названий и словарь символики животных. Специфика средневекового `научного` описания и принадлежность большинства `естественнонаучных` текстов к герменевтическому направлению книжности обусловили главную особенность книжной `лексики природы`: названия зооморфных персонажей выступают не только в номинативной функции, но и обладают разветвленной символикой. Включение в книжные сказания о животных фрагментов традиционных народных представлений (этиологические легенды, приметы, поверья, а также названия, имеющие мифологические коннотации) наглядно показывает неразрывную связьславянской `зоологической` лексики с этнокультурным контекстом. Словарь насчитывает 1117 статей и 16 отсылочных слов. Издание иллюстрировано миниатюрами рукописей из крупнейших российских архивов.