Большая-«маленькая» литература. Виктор Розов - пьеса «В поисках радости».

Apr 01, 2018 16:58




Прослушал аудиспектакль «В поисках радости» Виктора Розова, и хорошие впечатления захлестнули меня, так что не поделиться ими нет никакой возможности.

Блестящее произведение, отличная игра актёров!

Это короткая пьеса, но действие которой настолько стремительно и насыщенно, что персонажи и сюжет раскрываются с потрясающей детализацией и достоверностью. Это произведение аж 1958 года, но оно написано про людей и для людей, поэтому оно в принципе неустаревающе, как произведения Мольера, Чехова, Достоевского и других реальных "инженеров человеческих душ". Ну а то, что его фон и антураж самые бытовые лишь способствует узнаваемости раскрывающихся человеческих типажей. Всё такое вот повседневное, мы реально видим и вокруг нас, и в себе каждый день, всю нашу жизнь. Ну и ещё "бытовой антураж" способствует также какому-то "практическому" уяснению поведения, манер, слов, мыслей и поступков персонажей - всё очень легко переносится в уже "вторично узнаваемую" реальность вокруг нас. Надо понимать, что только правильное понимание способствует выбору и правильного отношения, и правильного действия. Последнее, в противном случае, всегда хаотично, случайно и не приносит никакого действительного результата, а, наоборот, лишь ухудшает ситуацию, заводя её из тупика в тупик, из обрыва в обрыв. Классическая литература - один из важнейших источников такого понимания: "Предупреждён - значит вооружён".

Пьеса очень понятная, "компактная", лёгкая, стремительная, не перегруженная тяжеловесными дидактикой и морализаторством (в отличии от многих моих комментариев! ;o) ). Но если призадуматься, то она о самом фундаментальном и существенном - об истинных намерениях и отношениях к другим людям. Человек может притворяться, что делает добро, оказывает услугу, и даже говорит при этом вслух что-то приличное и приличествующее, но думать-то он при этом может что-то совсем другое - мелкое, злое, грубое, завистливое, пакостное. Как это понять? Что всё-таки выдаёт таких людей?
И наоборот, человек может даже притворяться грубым и неприятным, быть нелюдимым, но делать при этом что-то действительно хорошое, от души и доброго намерения. Как и это распознать? Как понять? Как узнать и отличить одно от другого? На самом деле нужен и самый живой интерес к подобного рода сущностным вопросам, и практика, которые и подпитываются такими произведениями как "В поисках радости" - они нам дают бесценный опыт взгляда со стороны.

Немного в сторону. Есть работающий точный критерий узнавания и различения Добра и Зла, который я в своё время почерпнул из другой замечательной книги. Фокус в том, что и Добро, и Зло в привычной жизни "маскируются": Зло так или иначе выдаёт себя за "Великое Добро", а Добро - за небольшое зло. Злу приятно купаться в похвалах и греться в лучах славы, оно просто требует их для себя, жить без может без подпитки из похвалы и славословиям себе. Для скромного же настоящего Добра это всё на самом деле труднопереносимо, и оно даже иногда предпочитает подделаться под "небольшое зло", только лишь бы от него отстали:

- Неужели не замечали? Ежедневно это происходит, ежедневно! Добро великодушно и застенчиво и старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. Или под нейтральные. «Эта услуга не стоит благодарности, чепуха». «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда ее деть». «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, а это получилось случайно, накатила блажь. Берите скорей, пока не раздумал». Один друг моего отца, побеседовав с ним по телефону, говорил: «Проваливайте ко всем чертям и раздайте всем детям по подзатыльнику». Добру тягостно слушать, когда его благодарят. А вот зло - этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло - великий профессор нравственности. И обязательно дает доброе обоснование своим пакостям. Михаил Порфирьевич, разве не удивляет вас стройность, упорядоченность этих проявлений? Как же люди слепы! Впрочем, иногда действительно бывает трудно разобраться, где светлое, а где темное. Светлое мужественно говорит: какое я светлое, на мне много темных пятен. А темное кричит: я все из серебра и солнечных лучей, враг тот, кто заподозрит во мне изъян. Злу иначе и вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть темные пятна, неподдельные, - критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей благородством, что злу говорить о своей гадости - ни то, ни другое немыслимо.

Это реально работает! Критерий работает! Так реально всё и происходит! У нас есть реальный инструмент узнавания и различения Добра и Зла, отличения хорошего от дурного - нужно только присмотреться, и что искренность, что неискренность становятся очень очевидными. Тонкий обман возможен, но на самом деле он труден, скорее только какая-то наивность препятствует его выявлению.

Давайте же вооружаться точным пониманием людей и вещей, ценить всё только по подлинному содержанию, а ещё и знать, и давать "настоящую цену" всему - в том числе открыто называя вещи своими именами. Тогда нам ещё и просто проще будет находить друг друга.

И огромное спасибо Виктору Розову за блестящий слепок с реальности, за точный гуманистический взгляд на людей. Невозможно передать портрет человека, чтобы он "ожил", а смена человеческих мыслей и столкновения человеческих характеров воспринимались и были естественными, безо всяких провисаний и натяжек, только если автор не сущностно гуманистичен. Природа и источник гуманистичности - это отдельный, сложный разговор, но лично для меня всегда самая большая радость - это встречи именно с подобными людьми, которые сами по себе и являются самой большой и самой настоящей ценностью и в жизни, и окружающем мире.

А для кого-то самой большой ценностью является барахло и борьба за него. Это надо всегда видеть, предотвращать, насколько это вообще реально, и не допускать, чтобы "гонщики за барахлом" в своей погоне "переезжали", давили хороших людей. Пусть тогда уж, ладно, "давят" друг дружку, потому что никакие слова их не прошибут - только жизнь, да и то редко. Хищные, "полые" люди, фу такими быть.

Приятное открытие - замечательный очень советский и очень русский писатель Виктор Розов.



виктор розов, гуманизм, книги, философия

Previous post Next post
Up