Jan 26, 2011 10:46
Икко Танака (1 января 1930 - 10 января 2002) - один из известных мастеров японского графического дизайна. Его работа объединяет влияние Востока и Запада, призывая лексику Европейского модернизма оставаться характерно японской. Вдохновленный как разнообразными источниками, так и традиционными японскими методами иллюстрации (известна его страсть к американскому джазу) он славится многочисленными культурными плакатами и программами для театра и балета, многие для театра драмы «Но» Канзе. Карьера Танаки развивалась от графического дизайнера до арт-директора, а области дизайна, которыми он занимался в течение всей своей жизни, разнообразны от графических плакатов до редакционного и интерьерного дизайна. Один из ведущих мастеров дизайна Японии, Икко Танака выставлялся в Европе, США и Японии. Его творения включают графические плакаты и программы для театра и балета, а также ряд экологических плакатов.
Биографические сведения об Икко Танаке
Имя Икко Танаки широко известно как отца графического дизайна в Японии. Танака родился в 1930 году в старом имперском городе Нара и изучал искусство в Киото, окончил Киотский колледж искусств в 1950 году. В этих двух древних столицах Японии Танака поглощается а эстетику традиционного японского искусства. Он начал свою профессиональную карьеру в Осаке в 1952 году, переехал в Токио в 1957 году. В 1960 году он стал одним из учредителей Nippon Design Center, и в 1963 году он открыл собственную дизайн-студию в Токио. Так как тогда он принимал активное участие во всех областях визуальной коммуникации, он внес вклад в различные национальные проекты, такие как Олимпийские игры в Токио в 1964 году, в выставки «Экспо-70» в Осаке и Наре, «Экспо-шёлковый путь» в 1988 году.
В 1953 году в возрасте 23 лет Танака получил заказ на проектирование плаката для аргентинского концерта оркестра. Следуя своей профессиональной дисциплине - не начинать работу без глубокого изучения проблемы - он погрузился в южно-американскую музыку. Эти ритмы превратились в изображения. Новые записи, так ни странно, оказались ему по душе. Они аккуратно выстроились в ряд и вверх, свежие, аргентинские, красочные ритмы упали на страницу. Музыкальные ноты стали словами, слова превратились в изображения: Оркестр Типика Канаро. Стиль Танака пока ещё только зарождался, в полной мере он только участвовал в проектировании плаката для Олимпийских игр в Токио, Танака также продолжал свою работу над серией театральных афиш для театра Но из Канза, школы в Осаке. В это время, 1958, он создал то, что, скорее всего, стало его наиболее известными работами, один из плакатов «Но». На чистом листе он нарисовал большой квадрант, разделенный на другие квадраты, плотные и равномерно закрашенные, выполненные в традиционном стиле. И это позволило ему создать следующую работу. Он рисовал маску быстрыми мазками с большим изяществом, затрагивая сущность женщины. И результат получился просто магическим - контуры лица медленно, как бы выезжают на доминирующей окрашенной поверхности.
Танака стал соучредителем в Nippon Design Center в 1963 году, после чего открыл свой собственный бизнес и создал дизайн-студию Икко Танака. Это заставило Танаку взять другие заказы помимо дизайна плаката. В следующем году (1964) в Токио состоялись Олимпийские игры - событие чрезвычайной важности. Это укрепило всемирное признание полного возвращения Японии в международное сообщество. Танака спроектировал символ и знак для Олимпиады в Токио, а также медали для победителей. На следующий год после Олимпиады в Токио голландский дизайнер Питер Браттинга организовал выставку работ Танаки в Де Йонг Галереи в Хилверсюме. Во время гастролей Танаки по Европе и США он приглашал графических дизайнеров принять участие в новой выставке графического дизайна «Персона» в Токио в 1965 году. Особенностью выставки «Персона» было то, что в ней приняла участие международная группа из 16 художников, чьи работы были отрисованы вручную. Выставка была проведена в универмаге Matsuya. Её успех превзошел все ожидания.
Танака начал дизайн плакатов для ежегодных выступлений Kanze театра Но в Осаке в 1961 году. Он продолжал проектировать Noh-плакаты на протяжении более 30 лет, сочетая традиционную японскую эстетику с современными западными образами и чувствами. Танака проектировал плакаты для вновь открытого Национальный театра традиционных исполнительских искусств в 1966 году, и для театра Сайсона Сейбу (Saison Seibu) в Токио, начиная с 1973 года. Эти плакаты отражают интерес Танаки к широкому ряду репертуаров - от таких спектаклей как "Вишневый сад" или «Лошадь» до современных японских пьес, современной музыки серии концертов «Музыка сегодня», запрограммированные исполнителями Тору Такемицу и Тацуми Хиджиката в Буто.
Его самый известный плакат, задуманный в 1981 году для выступлений труппы танца Nihon Buyo, который он повторно использовал для различных целей, особенно абстрактный вариант гейш. Вместо классической реалистичной визуализации головы и плеч гейши Танака полностью сделал их из геометрических форм на сетке: квадраты и прямоугольники составляют волосы и лицо. Они выполнены с типичной японской декоративной простотой, но удивительна угловатость форм. Палитра Танаки состояла из ярких сочетаний пастели и чистых цветов, что также было синтезом старого и нового.
Новый Национальный театр в Токио назначил Танаку на должность дизайнера плакатов, листовок и программок для театральных и музыкальных представлений с момента его открытия в 1996 году. Танака создал 38 плакатов для этого театра в течение последних семи лет, и Новый Национальный театр любезно подарил восемь из своих фаворитов для этой выставки. Танака сотрудничал во многих проектах с японскими дизайнерами Ханае Мори, Кензо Такада и Иссей Мияке. Он был мастером книжной графики. В частности, он занимался дизайном плакатов, логотипов, упаковок и годовых отчетов для крупных компаний (Mazda, Kenzo, Issey Miyake, Hanae Mori). Он был соучредителем группы Saison, и руководил многочисленными дизайнерскими проектами для правительственных магазинов, множества торговых комплексов и театров. Работа Танаки представлена в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке и Городском музее в Амстердаме. Персональные выставки Икко Танаки были проведены в Торонто, Галифаксе и Калгари в 2000-2001 годах, организованные совместно Японским комитетом дизайна и Японским фондом в Торонто. Главной темой Танаковской выставки является природа человека и глобальные проблемы человечества, выраженная через "символы-шрифты" - как человек и надпись.
Икко Танака умер от сердечного приступа 10 января 2002 года в возрасте 71 года. Созданные им плакаты являются небольшим памятником его огромного таланта.
Статья об Икко Танаке
Источник: издательство Оксфордского университета
© 2009 Oxford University Press (Hiroshi Kashiwag)
Японский графический дизайнер. Окончил Колледж изобразительных искусств в Киото в 1950 году. Он работал в качестве дизайнера по текстилю с прядильной фабрикой Kanegafuchi в Киото (1950-52), а затем в журнале Sankei Shinbun Press в Токио в качестве графического дизайнера (1952-1957 гг.). В 1960 году он стал соучредителем Nippon Дизайн-центр в Токио вместе с Юсаки Камекура (Yusaku Kamekura), и с 1961 по 1965 год он преподавал в Институт дизайна Кувазава в Токио. В 1963 году он основал свою собственную студию - Танака Дизайн Студия - в Токио, изменив в 1976 году название на Икко Танака Дизайн Студия. Он приобрел известность в полиграфической промышленности в Японии с проектами, которые синтезировали японские живописные традиции с популярными западными стилями типографики и верстки. Его работа служила типичным примером энергии японской графической коммуникации. Он проектировал плакаты, логотипы, книжные и журнальные макеты и выставочные стенды, например, представлял демонстрацию Японского Правительственного Исторического Павильона на ЭКСПО-'70 в Осаке, и представлял демонстрацию Океанического Культурного Музея на Ocean Expo '75 в Окинаве. В 1975 году он был назначен креативным директором Seibu Department Stores Ltd и стал ответственным за художественное руководство Sezon group. Мастер типографии, он был известен своими четкими, абстрактными изображениями, дотошным чувством цвета и ликвидацией всех несущественных деталей (например, плакат Ханае Мори, 1028 × 728 мм, с;. 1978 Лондон, V & A). Он специализировался на музейных и театральных публикациях, особенно известны его смелые, яркие плакаты для театра «Но». Он получил множество наград в области дизайна и участвовал в многочисленных выставках, в том числе в выставке «Японский стиль» в музее Виктории и Альберта, Лондон, в 1980 году. Он опубликовал несколько влиятельных книг по типографии и регулярно писал о дизайне книги и шрифта.
статья