Любовь Советского Союза, режиссёры Никита Высоцкий, Илья Лебедев, Дмитрий Иосифов, Россия, 2024
Мифология - система координат, позволяющая человеку ориентироваться в пространстве и во времени.
Владимир Микушевич (1936 - 2024)
В первой же сцене есть нечто несколько чрезреальное, намёк на миф: идёт тщательный медосмотр детишек, проверка опрятности, чистоты кожи и дыхания, отсутствия насекомых в волосах. Видимо, перед каким-то ответственным мероприятием, а вот и само действо: первомайский парад физкультурников на Красной площади - транспаранты, плакаты, портреты вождя и вождей, флаги и знамёна, движущиеся конструкции-инсталляции, и, главное - лица, вдохновенные лица людей, озарённые внутренним светом большой идеи, а дети, прошедшие ранее строгий отбор и осмотр поздравляют вождей и главного вождя, стоящих на мавзолее, вручая им и ему букеты цветов. Впечатляющее торжественное шествие, знакомое по архивной чёрно-белой кинохронике, но здесь, всё в цвете, как по-настоящему, и это уже начатки мифа.
Поначалу кажется, что эта мифологическая краснознамённая реальность, «лётчики-пилоты…», к которой добавляются жестокие реалии 1937 года - это всего лишь декорация, в которой развёртывается история любви двух красивых людей, актрисы и лётчика. Но после цитаты из знакового полотна Юрия Пименова «Новая Москва» (1937), изящно вплетённой в сюжет кинокартины, с проездом ландо по Москве, но в авто к девушке (по уважительной причине) подсажены два лётчика, один из них рулит, маршрут тот же самый, узнаваемый, пименовский, по проспекту Маркса, впереди справа по ходу движения Дом Союзов и здание Совета труда и обороны, справа за кадром Большой театр, слева гостиница «Москва». С этого момента исторический реализм кинокартины превращается в реализм мифологический, а лётчик и актриса - в фигур из советского мифа 30х годов, в Лётчика и Актрису. Позже к ним добавятся Писатель и Генерал, а к «лётчикам-пилотам…» в 1941-1942 годах и «бомбы-пулемёты…»
Прототипы главных героев узнаваемы, хотя имена и фамилии изменены, ведь их история, в середине прошлого века, была знаковой - Серов, Серова, Симонов, Рокоссовский. Сильные точки мифогенерации - это узнавание в фильме героев и эпизодов из симоновского романа «Живые и мёртвые» и из его же военных дневников «Разные дни войны». Красиво, по-настоящему мифологично, по киношному эффектно, воспроизведена история рождения легендарного мема и стихотворения «Жди меня».
Ну а ночной показ спектакля в Кремле для Сталина - это сродни ночной записи моцартовского концерта симфоническим оркестром для вождя в карикатурно гротесковой «Смерти Сталина» (2017) Ианнуччи, мифологический миф, в реальности такого не было, но «было могло быть точно было», в мифологии подобное десятилетиями устойчиво существует.
Фильм, неожиданно, как и «Андрей Рублёв» Тарковского, мощно финализируется парением зрителя над произведениями монументального изобразительного искусства, камера не спеша реет над мозаиками, такими же как в подземных станциях-дворцах московского метрополитена - голубое небо, а в нём облака, аэростаты, самолёты, парашютисты, Кремль, флаги, парад, ... Кусочками смальты и камня, и самим фильмом, мифология Советского Союза, эти вехи и ориентиры времени и места, материально канонизируются.