Диагноз: инфантилизм

Oct 21, 2024 17:50

Анора / Anora, автор сценария и режиссёр Шон Бэйкер / Sean Baker, США, 2024
Каннский кинофестиваль, 2024 год - Золотая пальмовая ветвь

В лице сохранилась моложавость - и женоподобная и мальчишеская, что-то изношенное и недозрелое, развратное и бесполое. Красные веки окружали его желтоватые длинные глаза, всегда с одним и тем же выражением подзадоривания и зубоскальства. Ресницы по цвету были почти светло-рыжие. Под маленьким, раздутым книзу носом открывался постоянно улыбающийся рот с белыми, но редкими зубами, как у детей. Пепельные волоски чуть пробивались на подбородке.
Пётр Боборыкин. Китай-город (1882)

Главный персонаж фильма, пожалуй, не Анора, а инфантил Ваня, сынуля российского олигарха, нефтяного магната. Анора - заложница-и-жертва его бескрайнего инфантилизма. Мальчик 21 года с мозгом 13-14-летнего подростка. В руках всегда - пульт от видеоигры или электронная сигарета, или и то и другое, и ещё рюмка и мобилка. Выражений лица у него всего лишь два: весёлый кайф-кайф, включая отключку (от секса, видеоигр, алкоголя или травки) и грустный страх-страх, когда узнаёт, что мама с папой приезжают в Нью-Йорк, в место его тусовки. Маму он боится больше, она громко и свирепо орёт на него, папа тоже страшен, заставляет его на работу устраиваться (зачем?). Марк Эдельштейн блестяще играет всего лишь на двух актёрских нотах (больше тут и не нужно!) эти два состояния своего инфантильного антигероя.


Фильм американский, с русскими и американизировшимися армянскими актёрами, действие происходит в Нью-Йорке и в Вегасе, но автор фильма диагностирует инфантилизм у детишек российской буржуазии, российского правящего класса. Митрофанушки и молодые весёлые разгульные купчики Островского всё же имели какие границы своей незрелости и куражливости, ныне у отпрысков богачей - инфантилизм безграничный, инфант-недозрел смотрит на жизнь как на видеоигру с бесконечным лимитом бонусов, а на мир и на людей как на гигантский объект потребления. Есть замечательный кадр: в шортиках и в модно-понтовом пиджачке на голое тело, он с Анорой входит в вегасовское бюро регистрации браков словно в игровой диснейлендовский павильон. Game over/Конец игры наступит ли когда-нибудь? В фильме завершился лишь её очередной уровень.

Шон Бэйкер, кино, Марк Эдельштейн, Каннский кинофестиваль

Previous post Next post
Up