Виды манипулирования

Sep 02, 2024 10:55

Виды доброты / Kinds of Kindness, режиссёр Йоргос Лантимос / Yorgos Lanthimos, Ирландия, США, Греция, 2024
Каннский кинофестиваль, 2024 год - лучшая мужская роль (Джесси Племонс)

- Не позволите ли вы мне, почтенный господин, произнести над вами несколько магнетизерских манипуляций (ученый доктор был кроме того что гомеопат, но и магнетизер).
Алексей Феофилактович Писемский. Масоны (1880)

Название едко ироничное, фильм не о видах доброты и не о доброте, а об эффективном средстве управления человека человеком, о манипулировании людьми. Под добротой тут понимается награда-бонус, которую манипулятор дарует марионетке.
Лантимос режиссёр уникального дара, его кино оригинально, не похоже ни на какое другое. Фильмы его - это своего рода фантамасгорические абсурдистские чёрноюморные притчи, с неожиданными, непредсказуемыми сюжетными поворотами. Происходящие события поначалу ошарашивают, представляются странными, иногда загадочными, а действия персонажей кажутся алогичными, но одновременно - реальными. Но это та самая наша реальность, только как бы вывернутая наизнанку таким образом, что становится зримой метафизическая сущность и структура явлений нашей жизни.
«Виды доброты» в контексте режиссёрского метода - канонический фильм Йоргоса Лантимоса. Он представляет собой своего рода киноальманах, состоящий из трёх частей, объединённых темой и актёрским составом (Уиллем Дефо, Джесси Племонс, Эмма Стоун, …). Сами истории и их герои - разные, но единая ролевая модель «манипулятор-манипулируемый» суть несущая конструкция и смысловое ядро кинокартины.
1-я часть фильма о том, как работает механизм манипулирования, как действуют две его составные части - манипулятор и манипулируемый. Что делать повелителю, когда его марионетка не может выполнить поставленную задачу - отложить ему на «подумать» или… для острастки привлечь конкурента.
2-я часть об эффективности манипулирования и в то же время о его границах. В качестве ограничения этого метода тут словно действует тот самый парадокс Бертрана Рассела про деревенского брадобрея, который может брить только тех, кто не бреется сам - себя ведь он никогда не сможет побрить. А если всё же побреет, то…
3-я часть о самом страшном - о манипулировании фанатами культа, членами сектантского сообщества.
Свойство человеческое, но при этом и какое-то пугающе машинно-механическое - «позвольте мне произвести над вами несколько манипуляций», но обычно манипуляторы ведь не спрашивают, а просто действуют.


Писемский, кино, Йоргос Лантимос, Каннский кинофестиваль

Previous post Next post
Up