Бал упырей

Jan 10, 2024 11:04

Дворец / The Palace, режиссёр Роман Поланский / Roman Polanski, Италия, Швейцария, Польша, Франция, 2023

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!.
Александр Грибоедов. Горе от ума (1828)

Ой какой злой фильм! И при этом весьма снисходительный к своим героям, злость и желчь Поланского растворяются в иронии, не достигая сатирического накала.
Концептуальные истоки «Дворца» - в «Бале вампиров», где тусила всякая кровососущая опасная нечисть, здесь нечисть более мелкого пошиба, не вампиры, а упыри - вышедший в тираж когда-то звёздный порноактёр, полутрупные-старушечки со следами перманентной пластики - с вечной как бы улыбкой на лице, высохшая, словно от множества прожитых сексо-лет, похотливая старушка-графиня с собачкой, живой труп миллиардера, банковский аферист со своим подручным-простачком, группа русских мафиози с фирменными чемоданами полными нала и с девичьим эскортом и пр. За каждым колоритным фриком блестящая актёрская работа - Фанни Ардан, Микки Рурк, Александр Петров, Лука Барбарески, … Всё это яркое, упыристое скопище фриков-упырей опивается шампанским, обжирается чёрной икрой и лобстерами, бурлит, веселится в новогоднюю ночь, в последнюю ночь то ли перед концом света, то ли перед началом века нового. Но в любом случае автор смотрит на кратковременных гостей пятизвездочного дворца иронически, как на отвратительную, но забавную уходящую натуру. Даже мафиози цветущего возраста - они тоже уходящие, они самоликвидируются-запираются, не ясно, правда, на время или навсегда.
Второй концептуальный источник, фильмы, авторское отвращение - оно из одноимённого «Отвращения», там оно было крепко замешано, растворено в страхе, здесь страха совсем нет, только лишь весёлое лёгкое отвращение, злость и ирония.
Идейный генезис бала упырей во «Дворце» следует искать в биографии режиссёра, не буду её пересказывать и анализировать, всё подробно изложено в его замечательном автобиографическом мемуаре «Роман», в своём фильме Роман-Ромек, с вершины своих 90 лет, образно и едко словно изливает свою злость и желчь на тех упырей с кем сводила его извилистая судьба.
Апофез бала упырей, своего рода вишенка на праздничном новогоднем торте, это фирменная поланская абсурдинка - одинокий пингвин, бродящий по пустым гостиничным коридорам, ну а в финальном сверхабсурдном кадре пингвинчик уже не одинок. Не одинок и зритель, во время и после просмотра, этот весёлый фантамасгорический балаган с лёгкой горчинкой, теперь с ним, в его новогоднем киношном каноне.


Роман Поланский, Александр Грибоедов, кино

Previous post Next post
Up