Кто спасёт Лору Палмер?

Aug 27, 2023 18:37

Твин Пикс. 3-й сезон / Twin Peaks: The Return, 2017, режиссёр Дэвид Линч / David Lynch, США, 2017

6 августа 1989
Со смертью, похоже, я знакома лучше, чем с жизнью. Пусть это всего лишь банальность, но и они иногда верны. Мне кажется, что свою жизнь я проживаю только затем, чтобы умереть.
Лора
Дженнифер Линч. Твин-Пикс: Тайный дневник Лоры Палмер (1990)

Со второй попытки смог посмотреть до конца (!) 3-й сезон «Твин Пикса», первая, неудачная, была несколько лет назад, тогда я заснул где-то в первой четверти сериала. Смотреть тяжело, из-за двух авторских фирменных режиссёрских фишек: это медленное (чрезмерно медленное) кино, с высокой линч-дискретностью.
Медленное кино движется с такой скоростью, что постоянно вспоминается мем одного таксиста из какого-то советского фильма - «Да он на счётчик нагоняет!» Иногда это слоу-синема какбэ обоснованно медиативно, и тогда вспоминаются незабвенные линчевские «Кролики», чаще всего - оно просто утомительно медленно. Вот какой-нибудь персонаж идёт, идет-идёт-идёт-…, вот он пришёл, теперь сидит-сидит-сидит, потом не спеша закуривает, курит-курит-курит-… Каждое такое короткое действие растягивается не меньше, чем на полминуты-минуту. А если персонаж(и) едет на автомобиле ночью или вечером, то обязательно на экране возникнет какбэ то самое линчевское шоссе-в-никуда. В какой-то серии первый (и последний!) раз в кадре возникнет уборщик, и он долго-долго метлой-шваброй трёт-трёт-трёт пол, убирая сор, и так несколько минут, больше он на экране не появится, его роль и миссия в сериале завершены.
О линч-дискретности: тут много персонажей, всего их более полутора сотен, много сюжетных линий, действие разрезано на множество коротких сцен, продолжение сюжета сцены может быть лишь в следующей серии или даже через одну или несколько, когда этот микросюжет и его герой или герои будут уже подзабыты.
Собственно, вся твин-пиксовая история №3 похожа на выдавленный тюбик с зубной пастой, из которого рачительный хозяин-режиссёр пытается выдавить контента ещё и ещё, и кое-что всё же выдавливается. Харизматичные старожилы Твин Пикса, шериф, его помощники Хоук и Энди, напоминают крепких когда-то боровых кряжей, но сейчас уже источенных временем и тленом, одряхлевших, а секретарша Люси - в хорошей форме, хотя и заметно повзрослела.


Но не всё так плохо. К финалу некоторые сюжетные линии связываются, другие так и остаются автономными, некоторые мелкодискретные эпизоды уже понятно, как соединяются, со второй половины сериала действие ускоряется, кино становится более смотрибельным. Тут множество остроумных находок и стёба, например, портрет Кафки, висящий на стене кабинета в ФБР, Моника Белуччи в роли Моники Белуччи. Часть сценок складываются в маленькие фильмы, продолжительностью в несколько минут, самых разных жанров - мелодрама, боевик, ужастик, комедия, триллер, трагикомедия, пародия, …
Вот, например, замечательная женская версия мелодрамы:

Есть и мужская версия, не менее пронзительная.

Да, а кто всё-таки спасёт Лору Палмер, и спасёт ли? В постмодернистском постдраматическом посттвинпиксовом мире Дэвида Линча это уже не важно, да и той самой Лоры Палмер уже и нету, её играет другая актриса, похожая на неё, но не она. Или всё же та самая?

кино, Дэвид Линч, сериал

Previous post Next post
Up