Антон Чехов «Дядя Ваня», Театр Приют комедианта, режиссёр Евгений Серзин, 2022
Платонов. Пропала жизнь!
Антон Чехов. Безотцовщина (1878)
Современная интерпретация пьесы Чехова, радикальная и при этом бережная по отношению к смыслам первоисточника. Исключены все второстепенные персонажи - Вафля, нянька, Войницкая-мать, Иван Петрович и Соня упоминают её в прошедшем времени, видимо она умерла. Действующие лица - Миша, Лена, Ваня, Соня и Александр - усталые, изношенные, потёртые жизнью люди, образуют своего рода любовный покосившийся многоугольник. Декорация и функциональна, и концептуальна одновременно.
Спектакль начинается с длинной чеховский паузы, из которой вырастает знаковый диалог: Миша сидит на лавке у стены войницевского дома, возится со своим старым кассетным плеером и наушниками, Ваня - стоит у открытого окна. Молодой ещё человек, доктор Астров, выглядит как потемневший от времени этот дом, тоже весь посеревший и в душевных трещинках, и даже рубашка-поло на нём такого же «домового» цвета, и всё что он будет говорить потом - есть продолжение и вариации его первого разговора с Войницким - «... нет у меня огонька впереди, ничто меня не радует... не люблю я людей...»
Рыхлый располневший Ваня выглядит потерянным и душевно пришибленным - «Пройдёт дождь, освежит всё, одного меня не обновит. Жизнь моя потеряна безвозвратно...»
Александр какой-то сдувшийся, растерянный, он вышел на пенсию, приехал пожить в загородный дом к родственникам, растерян в связи со своим новым пенсионерским статусом, страдает от своей невостребованности и ненужности - «проклятая отвратительная старость, я сам себе противен, противно на меня смотреть! Я старик, я почти труп...»
Соня иссушена безответной любовью к Астрову. Какую соблазнительную позу она принимает во время импровизированной вечеринки, принеся бутылку красного вина, и пытаясь её открыть штопором. Ах какие стройные ножки в белых носочках выглядывают из её короткой ночнушки! Но... всё без безуспешно.
Лена - замаринованная спящая красавица, застывшая в своей холодности до ледяного состояния. Актриса её играющая, Дарья Мельникова, похожа на Ингеборгу Дапкунайте с её прохладным прибалтийским темпераментом, и внешне, и даже чуть-чуть интонациями, и улыбкой при разговоре. Лишь однажды она оттаивает, когда в порыве откровения отвечает на вопрос Сони - «Ты хотела бы молодого мужа? - Да!!!»
Музыка в спектакле обычно звучит из старенького портативного магнитофона доктора, чаще других оттуда раздаётся «Беловежская пуща», и по-разному эта песенка звучит: громко-разгульно во время кутежа Войницкого и Астрова, или грустно в танце Сони и Миши, неся «вековую печаль» по тому, что никогда не сбудется. Спасением для всех потерянных становится профессорский мем - «надо дело делать, господа!» Александр с женой, затем Астров собираются и уезжают к своим брошенным делам, а Ваня и Соня приступают к работе-делу здесь. Финальный монолог Сони звучит не утешением, а горькой констатацией, понятно, что небо в алмазах будет лишь за гробом. Эти небесные алмазы светят уже за границами спектакля, то что казалось багом жизни сценографии оказывается её концептуальной фичей.