Он был вкусом запретного плода

Sep 27, 2022 11:12

Элвис / Elvis, режиссёр Баз Лурман / Baz Luhrmann, США, Австралия, 2022

И в груди - искры электричества.
Шапки в снег - и рваните звонче.
Рок-н-ролл славное язычество.
Александр Башлачёв. Время колокольчиков (1984)

Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Александр Грибоедов. Горе от ума (1824)

Думаю, что к этой кинобиографии Элвиса Пресли будет немало вопросов, замечаний и претензий. Дело в том, что это субъективная биография, её рассказывает умирающий продюсер Пресли - полковник Паркер, в исполнении колоритного Тома Хенкса, а он сосредотачивается на том, что важно и значимо для него, а именно: 1) как он Элвиса открыл, и 2) как он его раскрутил. То есть - какой он крутой менеджер.
Но в его кинорассказе есть существенное - объяснение феномена Пресли, невероятной его популярности. Америка начала-середины 50х, общество сковано строгой пуританской моралью, в кино действует кодекс Хейса, являющийся национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа, жёстко ограничивающим визуальный ряд кинокартин строгим рамками благопристойности. Но подспудно в обществе, в культуре происходит какое-то бессознательное брожение, которое рок-н-ролл превращает в бурление. Элвис Пресли, вливший в рок-н-ролл страстность кантри, привнёсший в него эмоциональную музыкальность негритянских блюзов, и добавивший туда раскрепощённую пластику, невольно становится одним из тех движков, что расшатывают границы дозволенного, раскрепощает популярную музыку, сдвигая табуированные рамки пристойности.
Паркер, открывший Пресли для шоу-бизнеса, говоривший о себе - «я ничего не понимаю в музыке», на первом концерте Элвиса куда он попадает, цепким продюсерским взглядом подмечает в нём главное, сводящее с ума его фанаток («и в воздух чепчики трусики бросали!») и сделавшее из талантливого провинциального парня из Мемфиса кумира миллионов - «он был вкусом запретного плода».


Александр Башлачёв, Александр Грибоедов, Баз Лурман, кино

Previous post Next post
Up