Евгений Попов, Михаил Гундарин. Фазиль. Опыт художественной биографии, М., АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022
Национальная литературная премия «Большая книга-2022» - финалист
Эта художественная свобода, включающая в себя и свободную композицию его книг, и свободное развитие характеров, и затейливую ассоциативность мысли повествователя, является главным принципом творчества Искандера.
Наталья Иванова. Смех против страха, или Фазиль Искандер (1990)
Сам автор, который придумывает те или иные нравственные испытания своим героям и который словно бы и не всегда уверен, что они справятся с честью с ними, радуется в конце концов за них и смеется чуть ли не со слезами от радости, что они, эти люди, не подвели своего создателя.
Георгий Семёнов. Фазиль Искандер (7 ноября 1987 года)
Лет десять назад вышла интересная оригинальная ЖЗЛ-ка Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксёнов», особенность её была в том, что она была написана в виде диалога двух авторов, лично знавших и друживших с Василием Павловичем. За прошедшие годы Кабаков умер, но я ожидал, что биография Фазиля Искандера будет тоже диалогичной, как и аксёновская, раз её писали двое писателей, мои ожидания оправдались примерно лишь на одну десятую, не более. Это каноническая классная ЖЗЛ-ка, с довольно-таки детально и системно проработанной структурой - полтора десятка больших глав с несколькими подглавками, где описаны основные этапы жизни героя: происхождение и семья - детство - московские университеты - работа журналистом в российской глубинке - любовь и женитьба - далее каждая глава - это уже рассказ об определённой вехе литературного творчества писателя («Созвездие Козлотура», «Сандро из Чегема», «Рассказы о Чике», …) - подробно рассказана история альманаха МетрОполь и роль Искандера в нём - … - красиво названа последняя глава - Осень патриарха, где описан финал жизни большого писателя. В конце каждой главы - диалог авторов, как бы только что прочитанный читателем материал они обсуждают, спорят, дополняют друг друга. И это весьма ценная особенность книги - Искандер ведь писатель необычный, в чём-то парадоксальный, он начинал как поэт, а известность получил как прозаик, с какого-то момента стихи писать он перестал. Писать прозу поэта Искандера подтолкнул Бабель, прочитав его книги (а он был великий книгочей), он понял, что проза может быть поэзией. Его стихи и проза сильно отличались, по сути не пересекались и были очень разными, стихи отличала некоторая сухость и афористичность, а проза его написана свободно, и плотно погружена в смеховую культуру, но это никак не юмористическая проза, его проза ближе к тому, что создали Рабле и Сервантес.
Главное достоинство книги - это соединение занимательности, богатой биографической фактологии и научной системности, это рассказ о жизни писателя и литературоведческий анализ его произведений, в книге около полутора сотни ссылок на статьи и работы об Искандере, авторы анализируют эти источники, с чем-то соглашаются, с чем-то спорят, сопоставляют со своим мнением, и это не сухие филологические экзерсисы, а живой анализ произведений, ведь жизнь писателя - она прежде всего в его книгах, но и фактическая сторона жизни большого писателя тоже интересна.
Некоторые рейтинговые вопросы: авторы обсуждают - какое же произведение Искандера главное, привлекают и внешних экспертов, других критиков и писателей, и даже мнения читателей с литературного форума. Называются несколько вещей:
- «Сандро из Чегема». Я его читал по мере публикации отдельных глав-рассказов и частей, в журналах и в сборниках. Целиком, в виде целостного текста так и не прочитал. Для меня этот роман в рассказах представляет собой нечто вроде литературного облака, которое всегда надо мной, всегда со мною.
- «Созвездие Козлотура». С этой повести началась литературная слава писателя. Может я её поздно прочитал (спустя лет десять после её создания), но она всё же, на мой взгляд, несколько локальна.
- притча-сказка «Кролики и удавы». Сильно, но … на мой взгляд, слишком иронично.
- кто-то из внешних источников назвал «Софичку». Но это из позднего, всё же всё главное, всё основное было написано Искандером в ХХ веке.
Для меня же главным произведением Искандера является его роман «Морской скорпион». Оба автора считают его неудачным, а для меня этот роман о любви - главный из всего искандеровского. В этом романе я нашёл мем, который сопровождал меня часть моей жизни, а потом он трансформировался уже вне романа, в другой мем, который живёт со мной и сейчас.
Обозначая место Искандера в русской литературе второй половины 20 века, Евг. Попов называет трёх великих Василиев: Аксёнов, Шукшин и Искандер. Имя Фазиль созвучно Василию, да и при крещении в православие он взял имя Василий.
Моя топовая тройка русских писателей этого периода немножко другая, в ней лишь один Василий: Виктор Астафьев, Юрий Трифонов и Василь Быков. А Искандер замыкает мою топовую пятёрку.
Феномен Фазиля Искандера в том, что он, человек рождённый от абхазки и перса, на Кавказе, в Грузинской ССР, стал большим русским писателем, классиком русской литературы. Такое было возможно лишь в империи. И сам он писатель имперский: «ведь в эпике крохотного горного села Чегем как в капле воды отразились все страсти минувшего века, сюжеты существования людей на огромном имперском пространстве от Владивостока до Калининграда, в которое и Кавказ входит, и Средняя Азия, и Сибирь, и Дальний Восток».