Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021
27 ноября. 11 вечера. Студия
Просмотр «Вечно живых».
Эфрос. Я впервые смотрел. Понравилось. Серьёзностью и правдивостью.
Взятая замечательная простота и правда тогда играет, когда вырастает в нечто большее.
Владимир Саппак. Блокноты 1956 года
Спектакль был поставлен к 65-летию театра Современник, чтоб быть сыгранным всего лишь один раз, в апреле-мае этого года, во время праздничных юбилейных мероприятий. Вчера, 1 октября, им открыли постюбилейный сезон. И это правильно! Ещё правильней было бы включить его в репертуар. Уж очень он хорош, и уж очень он живой.
Пьеса формата театральное обозрение собрана, склеена драматургом из множества мемуарных свидетельств, фактов, воспоминаний известных, даже канонических, и неизвестных, по крайне мере мне, например, существование в репертуаре двух версий спектакля «Пять вечеров»: №1 в постановке Ефремова, №2 в постановке Волчек. Сюжет спектакля - история Современника от зарождения идеи театра в Школе-студии МХАТ, его рождения, становления, взросления, репетиций, выпуска и невыпуска знаковых громких премьер - «Вечно живые», «Матросская тишина», «В поисках радости», «Никто», «Пять вечеров», «Голый король», «Обыкновенная история», и до триумфа театра и ухода Ефремова во МХАТ.
Жанр пьесы - документальный театр, но сыграно нечто большее, чем документ, сыграна легенда театра, сыграно время, в котором родился, рос и жил Современник - оттепель, политическая и идейная. Образ времени зачинается буквально одним штрихом - после пролога выносят и ставят на сцену скворечники (как когда-то в любимовском «Живом») - пришла идеологическая весна, а неповторимый аромат времени - это стихи-стихи-стихи, 50-е - Мартынов, Слуцкий, Коржавин (их изумительно читает Семён Шомин, как будто оттуда из 50-х), 60-е - Вознесенский (Евгений Павлов - феноменальное перевоплощение!, и голоса, и интонаций и жестов, и даже внешности) и Ахмадуллина (Светлана Иванова + Клавдия Коршунова). Образ времени мерцает в фото и видео, проецируемых на небольшой условный портал, стоящий на сцене.
Это история Современника, сыгранная в лицах и в спектаклях. Главная приманка кастинга: Олег Ефремов - Никита Ефремов, Лёлик Табаков - Паша Табаков, тогдашние ректор Школы студии Радомысленский и директор МХАТ Солодовников - нынешний ректор Школы-студии и актёр МХТ, импозантный и респектабельный Игорь Золотовицкий. Они и похожи на своих персонажей (голосом, лицом, мимикой), и непохожи. И в этом режиссёр находит ключ к постановке - актёры не играют своих персонажей, а воплощают их как бы эскизно, играют в них. Аналогично явлены и легендарные спектакли - конечно, они были не такими, но и такими, что-то корневое образноо схвачено, особенно в «Голом короле», то был феерический спектакль, сказочная феерия и самого спектакля, и истории его прохождения сквозь препоны тут явлена. И ещё важный фактор успеха и обаяния спектакля - это стиль актёрской игры, как было написано в ремарке в одной пьесе Алексея Арбузова - играть очень воодушевлённо. Вот так театр и играет свою историю в лицах и в спектаклях.
В финале все лица театра собираются на сцене, закончена эпоха Ефремова, формулируются итоги, заветы и формулы его театра, самое главное: что-то есть в этом театре, что держит его в особенном состоянии, это - правда и простота без гримов и прикрас, из которых рождается нечто важное, о времени и о людях. Взволнованные молодые актёры рождающегося здесь театра, по окончании первого показа «Вечно живых» на публике, сидя на краю сцены, обсуждают спектакль со зрителями в зале и слышат от них - «То, что вы делаете очень важно и нужно для нас», и Олег-Никита-Ефремов-и-Рыжаков бросает в зал - «Ну раз вы так считаете, значит Театру быть!» И театр собирается, из зала, из-за кулис выходят и выходят современниковцы, как складывается здание из кирпичиков, так и театр слагается из актёров, его сегодняшние лица собираются на станке во всю ширину и глубину сцены. Театру быть!