О дивный новый цифровой мир!

Aug 20, 2020 21:53

Дмитрий Данилов «Выбрать троих» Мастерская П.Фоменко, режиссёр Евгений Каменькович, 2020

Дмитрий Данилов «Выбрать троих» Воронежский Камерный театр, режиссёр Михаил Бычков, 2020

Личное присутствие обладает чарующим свойством, оно смягчает и самые враждебные чувства любовников, и раздоры в семье, как бы сильны ни были причины личного неудовольствия.
Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии (1843)

Театр времён карантина и самоизоляции: zoom-пьеса поставлена и играется в zoom'е, перенос этой онлайновой пьесы на традиционную театральную сцену выглядел бы чрезмерно условным.
Семья из пяти человек (отец, мать, сын, дочь и бабушка) проводит свой семейный совет в формате видеоконференции, обсуждается лишь один вопрос, в связи усилением карантинных мер будет вводится ещё одно ограничение: в реале каждому человеку можно будет общаться/встречаться только с тремя другими людьми, со всеми остальными - только в онлайне, в мессенджерах (зум, вацап, телеграм, ...) там ограничений не будет, потому сейчас каждому надо выбрать троих. Острая гипербола придуманная Даниловым, как всегда у него, одновременно и реалистичная, и несколько абсурдистская. Кстати, карантин, когда вводился, тоже поначалу воспринимался как явление из мира абсурда. Так вот эта даниловская фишка с тремя слотами, которые каждому надо заполнить своими визави, с одной стороны, исследует эластичность приятия человеческим материалом новых ограничений, а с другой, ставит вопрос о пределах цифровизации человеческих отношений. Всё ли можно перевести в цифру? Школьное обучение, высшее образование, медицинскую помощь? Производственные отношения оцифровываются, без серьёзных потерь можно проводить рабочие совещания, статусы проектов и т.п. А как быть с цифровизацией отношений близких людей, семейных отношений?
После долгого горячего спора герои спектаклей, соглашаются и при этом интуитивно не хотят согласиться с формулировкой самого продвинутого пользователя цифровых технологий - встречи в реале нужны лишь тем, у кого помимо просто отношений есть и более близкие контакты (например, у папы с мамой), ну и бабушке хотя бы раз в неделю кто-то должен продукты привезти, а всё остальное - без ущерба оцифровывается.
Текст пьесы в обоих спектаклях почти одинаков, кардинальных режиссёрских изменений пьесы нет, и там и там - зритель сидит вместе с героями в Zoom'e, но акценты обсуждений и коллизий режиссёрами всё же проставлены разные. Московская мама (Галина Кашковская) - истинная женщина, когда аргументы её оспорены, но она чувствует что в этой глобальной цифровизации что-то не то, и она гонит сильную эмоциональную волну, и этот выплеск эмоций и является одним из ярых доводов в невозможность полной цифровизации.


Воронежская мама (Наталья Шевченко) сильно и искренне драматизирует коллизию, связанную с ограничением количества нецифровых слотов, и этот драматизм в финале перерастает в густой абсурд пропеваемого ею гимна СССР - "Это какой страны гимн ты поёшь?" Из абсурда крупным планом вырастает трагическая по сути фигура воронежской бабушки (Татьяна Сезоненко) - "Это вам со всем этим жить, а мне... скоро помереть спокойно..." В московском спектакле бабушка не интересная, она по ту сторону zoom-реализма, слишком условная, её как бы комично играет молодая актриса в белой маске-гриме.
И всё-таки есть неоцифровываемая магия личного общения, и не только в любовных отношениях, но и в дружеских, в семейных, в родственных, и даже в деловых отношениях талантливые переговорщики её используют. Разница отношений между реалом и цифрой примерно такая же как между живым спектаклем в театре и на видео, живая человеческая магия в полном объёме не оцифровывается.  


Бычков, театр, Дмитрий Данилов, Каменькович, ВКТ, Мастерская Фоменко

Previous post Next post
Up