Другая жизнь

Feb 16, 2020 11:05

Макс Фриш «Биография» Театр Человек, режиссёр Владимир Скворцов, 2018

Зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать.
Михаил Ножкин

О, боже мой... Мне сорок семь лет; если, положим, я проживу до шестидесяти, то мне остается еще тринадцать. Долго! Как я проживу эти тринадцать лет?
Антон Чехов. Дядя Ваня

Почему наша жизнь катится словно по накатанной колее?
Почему мы ничего радикально не можем изменить в своей жизни, продолжая и продолжая идти по жизни, как на заклание, в этой колее?
Почему всё так, а не по-другому?
Вот вернуться бы туда, в прошлое, в тот самый день, как теперь понятно, в судьбоносный день, и тогда я … сделал бы всё не так… по-другому… сказал бы ей другие слова…
Уязвлённые этим антропологическим детерминизмом, драматург, режиссёр и его актёрская команда, пытаются дать ответы на эти вечные человеческие вопросы и несбыточно-сбыточные мечтания. Сцена театра «Человек» на время спектакля превращается в аналитическую жизне-лабораторию с мистическим инструментарием. Самому обычному человеку, даётся возможность вернуться в любое мгновение своей прошлой жизни и … переиграть свою жизнь с этого момента заново, сделать другой выбор, чтоб не было мучительно больно, чтоб не попасть в ту самую свою «колею». Регистратор и два его ассистента, видимо, сотрудники Небесной канцелярии, обеспечивают ему такую возможность, даже - такие возможности. Он возвращается в тот самый день, встречается с Ней и … опять и опять всё получается по-прежнему, всё идёт как и шло тогда. Он выбирает другой день, другие дни, другие мгновения прошлого, и - всё равно ничего не меняется, всё катится к катастрофическому состоянию сегодняшнего настоящего. Что это? Судьба? Провидение? Ответ в самом человеке. Человек есть человек. Он пристрастен, он слаб, он несвободен. И его пристрастия, его страсти, его слабости, его несвобода управляют им. Чтоб сделать в прошлом другой выбор, надо быть там, в прошлом, другим человеком, и тогда у этого другого будет другая жизнь.
И есть одно событие, которое даже Регистратор Небесной канцелярии не может изменить, а человек не может его избежать - смерть. Но соприкоснувшись с ним, человек обретает нечто - свободу. В финале, он стоит в темноте, словно растворённый в неизвестности будущего, откуда-то сверху, словно светом свободы, освещено лишь его лицо, и он задаёт себе тот самый дядь-ванинский вопрос - «Мне осталось семь лет. Как проживу я их?» И похоже, что сейчас в его будущем не всё предопределено, ведь он - свободен.


Человек, театр, Фриш, Скворцов

Previous post Next post
Up