Дождь над нашей любовью

Oct 17, 2018 16:08

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Первое послание к коринфянам святого апостола Павла

Ингмар Бергман «Сцены из супружеской жизни» Театр-фестиваль Балтийский дом, режиссёр Анатолий Праудин, 2018

Они выходят из зала, она и он, люди из жизни, обыкновенная супружеская пара, оба в одинаковых дождевиках, идёт дождь, в дверных проёмах по краям сцены льёт и льёт, дождь - символ семейного ненастья, он начинается ещё до спектакля, и продолжается почти всё время всего действия.
Сценография скупая, условно-метафорическая: на сцене четыре занавеса, образующие замкнутую закрытую фигуру - квадрат, и два простых куба-трансформера, их герои быстро преобразовывают в кресла, кровати, автомобиль, сиденья, диван, в зависимости от сюжетной надобности эпизода, и соединяют или разъединяют эти предметы в зависимости от их намерений и желаний, от преобладающего в нём или в ней вектора - сделать из двух кроватей двуспальную постель или наоборот - разделить супружескую кровать на две отдельных.
Первая сцена - это интервью, которое супруги дают журналистке, они отвечают на её вопросы находясь перед занавесом, их ответы сформулированы в закрытом стиле для внешнего интерфейса - «У нас всё прекрасно!» А потом супруги раскрывают занавес, словно открывая перед зрителями внутреннее пространство своей семьи, здесь они уже AS IS. На сцене только два героя - она и он, все остальные персонажи - их друзья и родственники, любовницы и любовники, сослуживцы, люди, с которыми они пересекаются в жизни - на видео, транслируемое на занавес, этот приём создаёт эффект театрального крупного плана: в центре спектакля она и он, их семья, все остальные тут для комментария, дополнения и проявления их супружеских отношений.
Один из ключевых видео-фрагментов - это монолог женщины, которая разводится с мужем после многолетнего брака, причину фру Якоби объясняет так - «У нас нет любви. Нельзя жить без любви». Её слова как бы проецируются на семью Юхана и Марианны, которые любят друг друга, но кризис отношений настигает и их. Крупным планом видно, как один из супругов пытается увильнуть от ответственности за решение, бремя которого ложится на двоих, а другой наоборот один решает сразу за них двоих. Сильное впечатление производит сцена из их супружеской жизни, когда в ней виртуально, на видео, появляется третий человек - его любовница, она ничего не говорит, просто нервно курит, семья внешне существует по-прежнему, но дымящаяся сигарета любовницы - то как тлеющий вулкан, который вот-вот взорвётся, и - взрывается, он признаётся. Дальше уже идёт история распада этой семьи, развод, там за сценой - новые отношения, новые браки, но их тянет друг к другу, их любовь ещё жива, они встречаются, финальная встреча - в каком-то загородном домике, льёт дождь, и они спорят, что-то выясняют, пьют и напиваются, и в полупьяной исповеди вырывается горькое восклицание - «Вот не знали мы как супружествовать! Хоть бы кто нас научил!» Любовь долготерпит и всё переносит, а вот брак - нет. На экране появляется фру Якоби и без звука идёт её монолог про нелюбовь, про брак без любви, у Юхана и Марианны - всё наоборот. Он и она раздеваются и идут в ниши по краям сцены, там льёт, то ли дождь, то ли душ, и вода смывает всё, очищает их, отрезвляет, фру Якоби приносит чистые махровые халаты, они сидят вдвоём, умиротворённые и готовые то ли соединиться, ведь они любят друг друга, то ли разбежаться, ведь брак их разрушен. Выбор за супругами. Такова последняя сцена из супружеской жизни.

БалтДом, театр, Бергман, Праудин

Previous post Next post
Up