Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Первое послание к коринфянам святого апостола Павла
Ингмар Бергман «Сцены из супружеской жизни» Театр-фестиваль Балтийский дом, режиссёр Анатолий Праудин, 2018
Они выходят из зала, она и он, люди из жизни, обыкновенная супружеская пара, оба в одинаковых дождевиках, идёт дождь, в дверных проёмах по краям сцены льёт и льёт, дождь - символ семейного ненастья, он начинается ещё до спектакля, и продолжается почти всё время всего действия.
Сценография скупая, условно-метафорическая: на сцене четыре занавеса, образующие замкнутую закрытую фигуру - квадрат, и два простых куба-трансформера, их герои быстро преобразовывают в кресла, кровати, автомобиль, сиденья, диван, в зависимости от сюжетной надобности эпизода, и соединяют или разъединяют эти предметы в зависимости от их намерений и желаний, от преобладающего в нём или в ней вектора - сделать из двух кроватей двуспальную постель или наоборот - разделить супружескую кровать на две отдельных.
Первая сцена - это интервью, которое супруги дают журналистке, они отвечают на её вопросы находясь перед занавесом, их ответы сформулированы в закрытом стиле для внешнего интерфейса - «У нас всё прекрасно!» А потом супруги раскрывают занавес, словно открывая перед зрителями внутреннее пространство своей семьи, здесь они уже AS IS. На сцене только два героя - она и он, все остальные персонажи - их друзья и родственники, любовницы и любовники, сослуживцы, люди, с которыми они пересекаются в жизни - на видео, транслируемое на занавес, этот приём создаёт эффект театрального крупного плана: в центре спектакля она и он, их семья, все остальные тут для комментария, дополнения и проявления их супружеских отношений.
Один из ключевых видео-фрагментов - это монолог женщины, которая разводится с мужем после многолетнего брака, причину фру Якоби объясняет так - «У нас нет любви. Нельзя жить без любви». Её слова как бы проецируются на семью Юхана и Марианны, которые любят друг друга, но кризис отношений настигает и их. Крупным планом видно, как один из супругов пытается увильнуть от ответственности за решение, бремя которого ложится на двоих, а другой наоборот один решает сразу за них двоих. Сильное впечатление производит сцена из их супружеской жизни, когда в ней виртуально, на видео, появляется третий человек - его любовница, она ничего не говорит, просто нервно курит, семья внешне существует по-прежнему, но дымящаяся сигарета любовницы - то как тлеющий вулкан, который вот-вот взорвётся, и - взрывается, он признаётся. Дальше уже идёт история распада этой семьи, развод, там за сценой - новые отношения, новые браки, но их тянет друг к другу, их любовь ещё жива, они встречаются, финальная встреча - в каком-то загородном домике, льёт дождь, и они спорят, что-то выясняют, пьют и напиваются, и в полупьяной исповеди вырывается горькое восклицание - «Вот не знали мы как супружествовать! Хоть бы кто нас научил!» Любовь долготерпит и всё переносит, а вот брак - нет. На экране появляется фру Якоби и без звука идёт её монолог про нелюбовь, про брак без любви, у Юхана и Марианны - всё наоборот. Он и она раздеваются и идут в ниши по краям сцены, там льёт, то ли дождь, то ли душ, и вода смывает всё, очищает их, отрезвляет, фру Якоби приносит чистые махровые халаты, они сидят вдвоём, умиротворённые и готовые то ли соединиться, ведь они любят друг друга, то ли разбежаться, ведь брак их разрушен. Выбор за супругами. Такова последняя сцена из супружеской жизни.