Максим Горький «Васса» Театр Моссовета, режиссёр Сергей Виноградов, 2018
Сценическая редакция театра представляет собой весьма любопытную контаминацию первого и второго вариантов «Вассы Железновой». Действие вынесено на авансцену, дом Железновых тут, а во всю ширину и высоту зеркала сцены - стена, на ней проступают полустёртые фрески-рисунки, что нарисовано - не разобрать, видны лишь отдельные небольшие содержательно неразличимые фрагменты, словно остатки разрушенных канонов-идей-правил уже не нужных новому поколению этого дома. Общих интересов у членов этой большой семьи (два сына, три снохи, деверь) - нет, никто ни слова не говорит о деле, о семейном бизнесе, все ждут смерти главы семейства, и каждый рассуждает лишь о своей доле наследства. «Работников нет, одни наследники» - в сердцах констатирует Васса, она же, запелёнатая в плотный тёмный балахон, в чёрном, будто монашеском клобуке вместо платка, в очках - последний оплот традиции и семейного дела, последний рубеж обороны распадающегося дома-семьи. Все остальные наследники, одетые в пёстренькие платья и кафтаны, напористы в своих претензиях и желаниях, которые не стесняясь озвучивают во время перманентных семейных склок-раздоров, а когда слов им не хватает, они начинают петь романсы, и каждое такое сольное выступление является как бы исповедью, криком души мыкающегося замученного человека - «Отдайте мне мои деньги! Отпустите меня!», романс дополняется, как правило, и отчаянной пляской солиста.
В финале, конечно, железная Васса всех переигрывает, и после своей трудной победы, она, как железную маску снимает очки и клобук, а под ними - усталое лицо замученной женщины, и тогда уже она запевает пронзительный романс Вари Паниной «Счастья нет у меня, только крест на груди! Отойди, отойди», в этом пении горе и недоумение её победы - Зачем?! Зачем она тащит ношу этого уже распавшегося дома, счастья ведь это ни ей, ни другим не приносит, «только крест на груди».