Горе от ума

May 27, 2018 10:30

Мольер «Мизантроп» Театр Комиссаржевской, режиссёр Григорий Дитятковский, 2017

Очень стильно и красиво. На сцене павильон, стены, потолок, немногочисленные предметы интерьера и мебели, камзолы и парики слуг просцениума изготовлены в одном цвете, густом насыщенно тёмно-красном. В потолке - прямоугольный люк, оттуда иногда льётся свет, судя по его оттенку - божеский свет. Одежда же персонажей стилизована под костюмы и платья пушкинской поры, почему? - это станет ясно в финале. Поэтический перевод Т.Щепкиной-Куперник, сделанный отчасти в строгом классицистском каноне, звучит пружинисто и сочно.
Все персонажи - люди как люди, как-то устраиваются, как-то приноравливаются к реальности, к обществу, только главный герой - ярый максималист. Он предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим, он - пылкий, умный, честный, неравнодушный, страстно артикулирует свои мысли, которые возмущают тамошних столпов. Несчастная любовь, причина которой банальна - она его не любит, и вот перед нами человек, ставший тут, в этом замкнутом красивом мире-пространстве лишним, лишний человек. Мажордом просцениума приносит тайную весть о его готовящемся официальном преследовании. Лишний человек произносит свой финальный монолог, это пушкинские слова «Из Пиндемонти»:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
И исчезает навсегда меж раздвинувшихся красных стен этого мирка.


Комиссаржевка, Дитятковский, театр, Мольер

Previous post Next post
Up