Любовь: мучительница, спасительница, губительница

Mar 29, 2018 17:00

Лев Толстой «Анна Каренина» Большой театр, хореограф Джон Ноймайер, 2018

Спектакль весьма радикальный и в сценической интерпретации, и в хореографии, и в музыке. Действие перенесено в наши дни, Анна по мобильнику общается с женой брата, Долли, жалующейся на очередную измену мужа Стивы. Каренин - высокопоставленный чиновник, депутат, всецело поглощён своими выборами в думу, Анна ему помогает в предвыборной компании, но ей одиноко в их «холодном» семейном пентхаузе, украшенном геометрическими картинами дорогих авангардистов типа Ротко и Кандинского.
Балет построен не в классической хореографии, а в современном танце и свободной пластике, это позволило весьма выразительно, даже экспрессивно, выстроить, прежде всего, женские образы.
В сценах зарождения и развития романа Анны и Вронского, в сценах ровного счастливого течения жизни героев звучит музыка Чайковского, сцены страданий и раздрая, кризисные и конфликтные, ссоры и выяснения отношений, сопровождаются дисгармоничными, разорванными мелодиями Шнитке.
Весьма любопытно музыкальное решение образа Левина - это продвинутый фермер-землевладелец, мечтатель, любитель природы, разъезжает на новеньком тракторе с IoT-интерфейсом, в левинских сценах оркестр замолкает, на дирижёрском пульте и в оркестре на исполнительских пюпитрах гаснет освещение, и звучат романтические песенки Кэта Стивенса, в элтон_джоновском кантри-стиле - «Moonshadow» и т.п.
На вечеринке золотой молодёжи, где должна объявляться помолвка Кити и Вронского, появляется Анна Каренина, и тогда один любовный роман начинается, другой - драматически распадается, для Кити любовь превращается в муку, балерина эти сцены страдания танцует столь яростно, столь исступлённо, что нервный срыв героини неизбежен, Левин вытаскивает её из этого психологического провала, и в конце концов он увлекает её в свой идиллический сельский уголок, и спустя какое-то время, одним счастливым утром, они уже втроём (вместе со своим дитём) под «Morning Has Broken» счастливые и влюблённые разъезжают на своём чудо-тракторе. Для Кити любовь из мучительницы превращается в спасительницу.
Для Долли любовь - перманентная её мучительница, муж изменяет ей то с хорошенькой горничной, то с ещё более хорошенькими балеринами из Большого театра, её страстный горький танец наполнен таким сильным отчаянием, что её попытка ухода-побега понятна, но … невозможна - дети-дети, они окружают её, раскладывают на чемодане игрушечную посуду для игры в дочки-матери. Долли обречена жить в любви-мученье.
Страдает Анна, её разрывает страсть к Вронскому и материнский семейный долг, самая выразительная пластическая сцена её мучительного разрыва - это роды, когда её буквально физически раздирают пополам с двух сторон он и он, любовник и муж. В конце концов любовь-мучительница становится для неё любовью-губительницей, по сути, её насмерть давит игрушечный поезд её сына.

театр, балет, Анна Каренина, Толстой, Большой, Ноймайер

Previous post Next post
Up