Если хочешь быть добрым

Dec 03, 2015 21:57

Фёдор Достоевский «Рыцарь бедный» Театральный институт имени Щукина, режиссёр Александр Коручеков, 2015

До просмотра я предполагал, что это будет оммаж режиссёра своему учителю, ведь именно так, слоганом от Аглаи Епанчиной - «Рыцарь бедный», называлась первая часть трилогии Сергея Женовача по «Идиоту» в театре на Малой Бронной. Оказалось же, что спектакль если и близок к школе Женовача, то лишь глубиной психологической проработки ролей, а построен он на других, более модернистских началах. В спектакле четыре Мышкина и две Аглаи, и связано это, на мой взгляд не столько с учебными целями, сколько с режиссёрской концепцией. Настасья Филипповна одна, и это - принципиально, такой Н.Ф. мы ещё не видели, в первый свой выход на сцену, она присаживается за столик-куб и красит губы, красит ярко-алой помадой, закрашивает и губы, и рисует широкую алую полосу вокруг рта, на бледном лице у неё словно образуется кровоточащая рана, и этот ход с гримом является ключом к образу Н.Ф. в этом спектакле: она вся - боль, страдание и незаживающая рана, разговоров о её красоте, о притягательной силе её портрета нет.


Соответственно, сострадание (со-страдание) к этой «раненой», изломанной и деформированной страданием Н.Ф. - это естественная реакция Льва Николаевича Мышкина, рыцаря доброты и соучастия. Если Настасье Мышкин(ы) сострадает, то Аглаей он увлечён. В мизансценах эти две женщины-соперницы противопоставлены друг другу, как два выбора князя, в правом углу сцены - белый куб-столик Настасьи, на нём зеркальце и пузырёчки с женской парфюмерией, в левом углу - красный куб, заваленный книжками, здесь обитает Аглая. Обе Аглаи - девочки из хороших семей, если первая - несколько своенравная, с иронической улыбкой слушающая свою мать и её наставления - «Да зачем тебе этот идиотик?», то вторая - это хорошая девочка, которая решила стать плохой, демонстративно покуривает и изображает взрослую, хотя по ней видно, что она - ещё невинный ребенок. Платья у двух конкуренток Н. и А. тоже контрастных цветов, если Н. в белом, то А. в чёрном, если во втором акте Н. оденется в чёрное, то А. переоденется в серое. Между Н. и А., между состраданием-соучастием и любовью-увлечением Мышкин и зависает, в мизансценах он всегда в центре, между двумя женскими «огнями», между красным и белым, он пытается держать равновесие, как рычажок на весах с двумя рукавами-рычагами, кто-нибудь другой выбрал бы увлеченье, но не Мышкин, его выбор будет для него роковым.
В множественности Мышкина(-ых), и в порядке его (их) появлений есть свой увлекательный сюжет, спектакль начинается с трёх монологов трёх Мышкиных, тут глубже других меня зацепил Мышкин-1, тот что рассказывал как он был свидетелем смертной казни, и что ничего страшнее этого ужаса нет, и как отрубленная голова ещё какие-то мгновения думает и понимает, что она отрублена. У него был самый мышкинский, самый кроткий взгляд, в котором присутствовал некоторая болезненность, пристальнее других он вглядывался в зал. В спектакле используется приём апелляции к залу, встречающиеся в тексте местоимения «я, мы, вы, они» - герои проецируют в зал, и это сильно работает на спектакль, размыкая эту историю в современность. В следующих эпизодах Мышкины сменяют друг друга в той очерёдности, как они произносили свои начальные монологи, тут убедительнее других выглядит Мышкин-3, когда он волнуется у него яркий румянец идёт во всю щёку, когда успокаивается - спадает (я был поражён, насколько студент владеет уже своим психофизическим аппаратом), и припадок он убедительно отыгрывает. Во втором акте появляется Мышкин-4, и тут становится очевидным, что Мышкин - это всё-таки он! Именно он играет предфинальную и сложнейшую сцену объяснения четырёх, Мышкина-Аглаи-Рогожина-Настасьи.
Множественность Мышкиных, с одной стороны, демонстрируя многогранность этого главного героя Ф.Достоевского, с другой стороны переносит фокус с личности рыцаря бедного на её качества - доброта, отзывчивость, сердечность, соучастие, мы видим эти свойства по разному проявляющиеся в разных человеках-мышкиных, в разных людях.
В финальном диалоге Мышкина и Рогожина, в присутствии убиенной Настасьи за ширмой, Мышкиных четверо, Мышкин как бы рассыпается, не в силах понять и осмыслить, что за трагедия случилась, Мышкин-4 застывает на заднем плане у белой стены, а трое Мышкиных потерянно двигаются каждый в своём направлении, потерянно подавая короткие реплики, а затем эти трое начинают произносить авторский текст, поясняющий что же было потом, какой срок дали Рогожину, а рыцарь бедный у белой стены погружается во тьму, во тьму тихого безумия.

Коручеков, театр, Достоевский, Щука

Previous post Next post
Up