«Прооперетту / С.С.С.Р.» Театр Эрмитаж, режиссёр Михаил Левитин, 2015
Как я понял замысел автора, спектакль этот о Великом и Ужасном СССР, о Прекрасной и Безобразной советской оперетте, отражающей в себе величие и ужас СССРа. Великий и ужасный замечательно представлен исполнением А.Пожаровым нескольких вариантов гимна «Союз нерушимый республик свободных» на музыку Туликова, Шостаковича, Цфасмана и др. совкомпозиторов с одними и теми же слова. В этих почтиопереточных номерах - мощь и приторность, торжественность и абсурд, красота и официозность.
Прекрасность оперетты явлена песней Тони про Одессу из «Белой акации». Её исполняют три девушки, спускающиеся по лестнице, первым голосом поёт Татьяна Шабельникова. Возвращаясь из театра, я скачал на телефон эту арию в классическом исполнении Т.Шмыги и несколько раз прослушал её. Безусловно, эрмитажевский вариант - нежней, лиричней, в нём есть волшебство и чудесность, делающие затёртые, в общем-то, слова живыми:
Когда я пою о любви без предела,
О людях, умеющих верить и ждать,
О гроздях душистых акации белой,
Тебе я спешу эту песню отдать!
Всё остальное проопереточное - безобразие и безОбразие. Банальные тексты «Чуши собачьей» Левитина на 4-х сочинителей либретто разбавлены пародийными, полупародийными, полуполупародийными опереточными номерами. Что может быть скучнее и безобразней несмешных пародий? И безобразие это не про оперетту и не про СССР, про Эрмитаж, про одряхление и разложение эрмитажевского театрального обериу-метода.
По дороге домой, вспомнив пузатых и седых эрмитажевских моряков, мямливших «Севастопольский вальс», скачал и послушал эту песню в исполнении Дины Гарибовой, и был потрясён магией соединения уникального чудного голоса с красивой мелодией в типовой советской опереточной песенке.