На выставке «Итоги сезона». Манеж, галерея Бетанкур

Mar 13, 2004 16:00

Продолжение спектакля
Самое интересное на выставке московских театральных художников - это продолжение спектаклей, которые видишь, рассматривая макеты, эскизы декораций и костюмов. Во время этих продолжений можно увидеть то, что в спектакли по какой-либо причине не попало. Очень часто это Несбывшееся интереснее, образнее сбывшегося:
- «Васса Железнова» во МХАТе имени Горького, художник В.Серебровский. Билибинская мозаика, присутствующая в реальных декорациях только на верхнем и боковых порталах, в эскизе есть во всей квартире Железновых - на полу, на стенах, как голубые лучи, идут мозаичные полосы, пространство квартиры буквально лучится голубым, и в этом лучистом, голубом пространстве течёт такая мёртвая жизнь!
- «Вий» в Театре Пушкина, художник В.Платонов. Трава в дворике, образованном дощатыми щитами - синяя и высотой по пояс! Это придаёт двору, где обитает ведьмака Панночка, фантомасгорический, гоголевский вид.
- «Светлый ручей» в Большом театре, художник Б.Мессерер. Два эскиза к двум картинам сделаны в соцартовском стиле и напоминают обложки к конфетным коробкам фабрики «Красный октябрь»: земной шар, обвитый пшеничными колосьями, серп и молот и надпись - «Трактор и ясли - двигатель прогресса». В реале эта соцартовская «конфетность», к сожалению, отсутствовала.
- «Таня» в РАМТе, художник Е.Мирошниченко. В рамтовском спектакле есть красный бархатный занавес с золотыми кистями, за этим старым парадным занавесом из ТОГО времени шла ТА жизнь. К сожалению, в спектакле этот занавес мелькнул лишь дважды - в начале каждого акта. На эскизах художницы - бархатный занавес образовывал раму из того времени. Спектакль А.Пономарёва должен был идти в этой бархатной раме с золотыми кистями.
- «Белые ночи» в театре Мастерская П.Фоменко, художник М.Митрофанова. В белых ночах на эскизах было то, чего так не хватало спектаклю - призрачность, серый петебургский морок, в котором сливались в единое серо-белое пятно человеческие фигуры, львы, вода в каналах-аквариумах.
- «Цыганы» в театре Пушкина, художник Е.Кузнецова. Мир цыган (место их тусовки-стоянки) в макете декорации был сделан из разноцветных кусков кожи, и эта цыганская кусочность, обрывочность очень точно отражала цыганскую суть - сегодня здесь с Алеко, а завтра Земфира не верна! Почему? А потому!
- «Весенняя сказка» в театре Сфера, художник В.Солдатов. Из ярко красной кичевой картинки сочится красный цвет, в котором, как в облаке крови тает от любви Снегурочка. Замечательный визуальный образ к сферовскому спектаклю.
- «Пьемонтский зверь» во МХАТе имени Чехова, художник А.Ходорович. Костюмы к этому мёртворождённому спектаклю, выставленные на выставке смотрятся, словно, экспонаты из исторического музея - старые, блёклые, музейные, неживые.

Спектакль из будущего
Удалось на выставке подглядеть и ряд спектаклей из будущего (т.е. те, которые я ещё не видел, или не увижу никогда):
- «Дни Турбиных» во МХАТе, художник А.Боровский, режиссёр С.Женовач. Глядя на макет, увидел я образ спектакля: наклонённый чёрный помост, и у самого низа его, словно скатившиеся сверху изящные предметы мебели из уютной красивой жизни - дорогой рояль, стол, трюмо, резные стулья, обитые дорогой тканью, красивый комод (многоуважаемый шкафик), а на нём - латунный помятый солдатский чайник, на полу рядом с этим изяществом - чугунная печка-буржуйка. Чёрные фонарные столбы торчат сквозь помост, словно виселицы. Чёрный пол запорошен белым снегом. Накренившееся, покосившееся, чёрное время, время перемен, время страданий.
- «Амели» в театре Et Cetera, художник Е.Мирошниченко, режиссёр А.Пономарёв. Чёрный павильон в стиле модерн, чугунные гнутые колонны, белый пол в чёрную клетку, и посредине бредёт одинокая хрупкая фигурка нелепой рыжеволосой невесты. Что она там делает?


- «Вишнёвый сад» в РАМТе, художник С.Бенедиктов. В макете и в эскизах поражают люди вишнёвого сада - пространство вишнёвого сада словно эмулирует этих людей, они составляют одно целое с садом, они рождаются из него, не будет сада - не будет их.


Беда!
Выставка «Итоги сезона» сгорела во время пожара в Манеже 14 марта 2004 г.

Previous post Next post
Up