Максим Горький «Чудаки» в театре Маяковского, режиссёр Юрий Иоффе, 2013
Декорация представляет собой конструкцию из некрашеных досок, в которой сходу узнаешь обыкновенную русскую дачу всех времён - домик, веранда, забор. Перед домом обычная дачная мебель - кресло-качалка, стол, стулья. Чистенько, уютно, смущает только одно - вся эта дачная конструкция: и дом, и забор - всё сильно наклонено в одну сторону. На полу белой краской начерчены пунктирные линии и маленькие квадраты. Пунктир обозначает границы объектов - веранды, стола, а в квадратики поставлены ножки стульев и стола, всё должно стоять на своих местах.
Это спектакль о мужском и женском, о мужчине и женщине, о муже и жене. Главные герои - писатель романтического направления Константин Мастаков и его жена Елена.
Вот заметки М.Горького для господ артистов из текста пьесы (считаю, что в спектакле они абсолютно точно соблюдены):
Мастаков - в каждый данный момент искренен.
Елена - беззаветно и честно любит мужа, убеждена, что в её позиции нельзя себя вести иначе.
Уже из этих горьковских характеристик можно заметить - насколько разные эти люди. Он - искренен в своём самовыражении, направленном на творчество, на наблюдение и исследование мира и людей. Для неё центр и суть мира - ОН.
Все остальные персонажи: соседи Мастаковых по даче, их знакомые или родственники, служанка - имеют либо чисто функционально назначение (любовница, служанка), либо собой тоже указывают на принципиальное различие мужского и женского.
Характеристики двух противоположностей М и Ж
№
Свойство
М
Ж
1
О чём разговаривают
о всякой ерунде: о судьбах России, о ловле перепелов, о том опасном положении, в котором оказалась Россия, будучи изолирована Европой, о германской агрессивной политике, о судьбе человечества и т.п.
о главном - о жизни, о любви
2
Алкоголь
употребляют просто так
употребляют только, если это необходимо для дела
3
Склад личности
мечтатели, фантазёры
прагматики
4
Тип мировоззрения
романтики
реалисты
5
Интересы
весь мир
ОН
6
Измена
легко увлекаются женщинами, заводят любовниц
исключено
7
Семейная роль
ребёнок
родитель
8
Правила
сдвигают предметы из нормативных квадратиков
расставляют предметы по нормативным квадратиков
9
Дом
наклоняют дом
возвращают дом в вертикальное положение
10
Конвенциональные свойства
изменчивость
устойчивость
Ближе к финалу одна из героинь, словно обобщая все эти мужские характеристики, назовёт мужчин чудаками. Ну а кто ж они, эти фантазёры, мечтатели, романтики, взрослые дети, философствующие и занимающиеся чем то необязательным?!
Спектакль этот - комедия, и очень смешная, все характеристики двух противоположностей М и Ж, прежде всего Константина и Елены, открываются в комичных ситуациях, которые суть проявления личностей этих героев, смешных для нас, зрителей - например, жена застаёт мужа целующимся с любовницей, а для персонажей - драматичных. Комический драматизм высшего накала - это, прежде всего, заслуга исполнителей главных ролей - Евгения Парамонова и Натальи Филипповой. Наивные широко открытые искренние глаза Константина и всё понимающая улыбка Елены, под которой скрыт ад мук и переживаний (из заметки М.Горького: «Её сдержанность - внешняя, а внутри она всё время жарко горит») - это тоже ещё одна характеристика двух противоположностей. Но всё же к финалу борьба противоположностей завершается их единством. Они ещё спорят, она делится своим беспокойством, он философствует: «Я - родился впервые, ребёнком, я счастлив тем, что молод... и - безгранично люблю всё это... всё живое! Я рад, что живу, пьян от радости жить, и мне хочется рассказывать всем, впервые рождённым…» Она встаёт, обходит стол, садится к нему на колени и целует. Объятие… поцелуй… и две противоположности поменялись ролями: она в эти мгновения - ребёнок, сидящий у родителя на коленях, он - родитель, бережно обнимающий и прижимающий своё дитя.