ММКФ. Озеро // Un lac

Jun 21, 2009 16:56

ММКФ. Это нечто.
Для начала, немножко не столько о кино, сколько о наболевшем. Для сравнения. Недавний Expocinema, на котором было представлено две программы замечательных, прекрасных фильмов, - пустые залы. А смотреть было на что. Однако на ММКФ, где программа, на мой взгляд оставляет желать лучшего, лом. Вот это как раз к вопросу о рекламе, о брендах, о раскрученности.
Ну теперь непосредственно перейду к "Озеру". Немножко об обстановке, в которой все это происходило.
Арбат. Кинотеатр "Октябрь". Толпа людей у входа. Охрана. Получив билетик, я ее благополучно преодолела. В самом кинотеатре тоже не пройти. Добравшись до 6го зала, я увидела очередное столпотворение. Благо билетик был, а не аккредитация, спокойно зашла и села на место. Суть в том, что к началу фильма зал был в буквальном смысле этого слова забит под завязку. Даже на лестницах не было ни одного свободного местечка...Представлять фильм вышел режиссер, девушка из прокатной компании, купившей права на этот фильм (весьма странно, что они это сделали - потом поймете почему), и русские актеры, сыгравшие в фильме. Это было первым моим недоразумением. Но решила не придавать значения. Все друг друга поблагодарили, похвалы режиссеру и съемочной группе высказали. Начинается фильм. И тут возникает ощущение, что находишься в вакууме. Весь зал замер в недоумении - что это??? Примерно на третьей минуте была показана сцена, на которой у парня случается приступ эпилепсии. Очень красочно, во всех подробностях. Женщина передо мной встала и вышла из зала. Через пару минут ее примеру последовали еще несколько человек. Уходили с "Озера" на протяжении всех полутора часов экранного времени. Я пожалела о том, что принципиально не ухожу. Может зря. А может быть и нет. Потому что этот фильм нужно переварить. Тогда поймешь,в чем суть. Он безусловно скучен. Но не плох и не бездарен. Нет. Это просто кино "не для всех". И оно тоже имеет право на существование. Я не очень люблю артхаус. Знаете почему? Я не люблю, как было одним человеком очень точно подмечено, когда режиссер, снимая простые вещи, делает вид, что хотел сказать нечто очень важное, что доступно лишь избранным. Будьте проще. И люди к вам потянуться. Ведь любовь зрителя - это не порок).
Ну и на закусочку самое, на мой взгляд, интересное.

Рецензия для www.cinema-france.ru

Показанный в рамках 31го ММКФ, новый фильм Филиппа Грандийе «Озеро» вызывает довольно смешанные чувства. Первое желание, которое возникает буквально через две-три минуты после начала просмотра - встать и уйти. Однако дальше, если вы не поддадитесь вышеозначенному желанию, вы начнете увлекаться этим фильмом. По довольно своеобразной причине. «Озеро» ставит на разные стороны баррикад режиссера и зрителя - они на протяжении всего экранного времени ведут молчаливую борьбу друг с другом. Грандийе беспощаден - постоянно дрожащая ручная камера, отсутствия фокуса, громкие, резкие звуки, кромешная тьма, в которой не разглядеть ничего, потом яркий свет, слепящий глаза и абсолютно никакого намека на какую бы то ни было сюжетную линию. Зритель, в свою очередь, пытается понять, чего ради он смотрит это все, ждет какой-то мысли, режиссерского позыва, который откроет какую-то тайну, подтолкнет на пути к истине. Вопрос в том, дождется ли?
Посмотрев «Озеро» до конца, можно обнаружить там и сюжетную линию, и даже проблематику. В лесу, на берегу озера живет семья - два брата, сестра и мать. Есть и отец, который изредка приезжает. Они полностью изолированы от внешнего мира. Старший брат, Алекси (Дмитрий Кубасов), в отсутствие отца является фактически главой семьи. Он страдает эпилепсией, припадки случаются с ним все чаще, однако он старается скрывать это. Только сестра, Эг (Натали Рехорова), сразу же чувствует неладное. Ее с Алекси связывают какие-то особые отношения. Они очень близки, иногда кажется что слишком близки. В какой-то момент в маленький, изолированный мирок вторгается чужой - Юрген (Алексей Солончев). Он красив, мужественен, смел. Неудивительно, что Эг в него влюбляется. Это больно ранит Алекси. Его снедает это первобытное чувство собственничества. Он убегает. В лесу с ним случается припадок и именно Юрген находит его и тем самым спасает Алекси жизнь. Теперь последний испытывает чувство глубокой благодарности. И принимает Юргена. Очень символична в этом смысле сцена, когда они оба идут рубить лес. Чужак допущен к тому, что для Алекси раньше было чем-то вроде глубоко личного ритуала. В то же время, чувствуя что теряет сестру, но никак не может этому противостоять Алекси ведет какую-то внутреннюю борьбу, борьбу с самим собой. И вот наступает ключевой момент. «Я уезжаю с Юргеном» - эти слова Эг разрушают весь мир Алекси. Лишь мать понимает, что так должно быть. Она прощается с дочерью и говорит лишь одно: «Будь счастлива». Зная, что течение времени не остановить, что все изменяется, что одно приходит на смену другому. Алекси обнимает мать и молча смотрит на гладкую поверхность озера, по которой плывет лодка, уносящая с собой часть его души.
Проблематика Грандийе вовсе не оригинальна. Тема семьи, ее смысла, ценности и целостности. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Жизнь продолжается» Реми Безансона и «Рождественская сказка» Арно Деплешена - это только то, что сразу же приходит в голову, самые яркие примеры французского кинематографа последних лет. Просто «Озеро» говорит обо всем на другом языке, в другом стиле.
«Озеро» - артхаус. А артхаус, за редкими исключениями, скучен. Но слово «скучный» вовсе не тождественно слову «плохой». Фильм для своего жанра интересен. Хотя бы режиссерскими находками, создающими атмосферу этой ленты. Представляя «Озеро», Филипп Грандийе говорил, что намеренно выбрал для своей работы русских актеров, плохо или совсем не говорящих по-французски. Это, безусловно, придало особый колорит происходящему на экране. Одно из обстоятельств, приблизивших нас к реальности происходящего. Нельзя не отметить и нескольких потрясающе красивых кадров - озеро, водопад, молчаливый лес. Природа первозданная и очень красивая. И песня Эг, ставшая глотком свежего воздуха для зрителя в переломный момент рассказанной истории.
В целом, фильм можно порекомендовать любителям жанра. Только не спешите с выводами. «Озеро» - из тех фильмов, для восприятия сути которых нужно время. Время, чтобы подумать. Время, чтобы проникнуться.

филипп грандийе, ммкф, жизнь продолжается, expocinema, арно деплешен, реклама, бренды, реми безансое, озеро, рождественская сказка, cinema-france, кино

Previous post Next post
Up