Иногда ты что-то делаешь по наитию, а потом оказывается, что все было абсолютно правильным. Так и эта поездка, содержавшая в себе 3 абсолютно разных произведения, и, казалось бы, «непроизводительные» мотания по маршруту Берлин - Дрезден - Мюнхен - Дрезден - Берлин, причем все это за 2,5 дня.
В первый вечер в Дрездене давали новую постановку «Троянцев» Берлиоза. Для меня это стало повторением давно забытого, так как для в моей жизни уже были одни «Троянцы», лет 6 назад, в Мариинке и в концертном исполнении, то есть, как говорится, давно и неправда. И хорошо, что это повторение было, так как уже второй раз (первый - на «Осуждении Фауста») я понимаю, что недооценивала для себя музыку Берлиоза. «Троянцы» на мой вкус попроще «Осуждения», но зато более масштабные и там есть потрясающие красивые лирически-трагические музыкальные моменты. Новая постановка режиссера Лидии Штайер (Lydia Steier) в Дрездене (премьера состоялась 3 октября 2017 г.) не блещет оригинальностью, но и там есть интересные моменты. В частности троянцы показаны как люди праздные и недалекие, постепенно сбивающие с толку и других. Хотелось бы, конечно, чего-то более изощренного (учитывая, что в сюжете есть и массовые самоубийства, и насилие, и несчастная любовь), но как есть. Из каста могу отметить моего любимца Кристофа Поля (Christoph Pohl), который пел партию Хореба, но абсолютной звездой была Дидона - Криста Майер (Christa Mayer). Принимают ее в Дрезденет более, чем восторженно, и на то есть основания - она яркая, харизматичная, со стенобитным голосом, чувством стиля, правда, низов мне у нее, как у меццо, все равно не хватает. Энея условно уверенно пропел Bryan Register. Отдельный хайлайт - хор.
Потом в Мюнхене был праздник души в виде новой постановки «Женитьбы Фигаро» Кристофа Лоя (Christof Loy). Постановку уже все обругали, но я не видела предыдущую в Мюнхене и меня почти все устроило, кроме большого количества хождений туда-сюда по сцене. Спорный, по мнению многих, дирижер Каридис (Constantinos Carydis) мне тоже понравился -певцов слушал, ощущение легкости и внезапности создавал. О тех, кто пел, ничего плохого сказать не могу. Конечно, номер 1 - граф - Герхаэр (Christian Gerhaher). Хотя сердце мое все равно принадлежит Кинлисайду, Герхаэр был более, чем необычен и интересен, и для тех, кто видел мой инстраграмм, скажу, что он постоянно «смотрел, как мышь». Ольга Кульчинская прекрасно пела (правда, мешало мне то, что уже было минимум 3 брюнетки - Сюзанны), а графиня - Федерика Ломбарди (Federica Lombardi) была очень красива и статна, но обеим не хватает перчинки на мой вкус. Фон Оттер (Anne Sofie von Otter), несмотря, на небольшую партию Марчеллины - просто звезда и примадонна, всем у нее еще поучиться созданию образа. Ну и моя новая любовь - Алекс Эспозито (Alex Esposito) был этаким нервно-агрессивным Фигаро, частенько пережимал, но все равно это не отменяет того, что вокалист он прекрасный.
Кстати, посмотрела, что весной впереди у меня еще 2 постановки Лоя - «Альчина» с Бартоли и «Чудо» Хеленианы с прекраснейшей сопрано Сарой Якубяк (Sara Jakubiak).
Ну и завершением и кульминацией поездки стала «Гибель богов» с Тилеманном (Christian Thielemann) в Дрездене. У меня с Вагнером пока странные отношения: я в них вроде как вступила, но пока не до конца и все время оглядываюсь по сторонам. Лед начал таять после «Лоэнгрина» в Дойче опер c парой Jovanovich+Willis Sorensen. Ну и сегодня наступило окончательно потепление. Наверное, прежде всего потому, что «Гибель богов» - опера прежде всего про людей, разных и несовершенных, что порождало интерес и вопросы, с которыми в антракте я приставала к Наташе и Диме. Не ожидала я того, что музыка такая нежная и настолько про любовь и одиночество, я думала, что все будет про разрушение. Отдельный бонус для меня - это Фальк Штрукманн (Falk Struckmann), который исполнял партию Хагена (лучший Скарпиа и Яго для меня). Ну и сочетание Стемме, Шагер, Тилеманн - мне кажется, говорит само за себя всем вагнерианцам, а для остальных я пока не знаю, как это описать, потому что сама неофит.
На следующей неделе в программе опять (!) Лоэнгрин, уже с Фогтом и новинка в виде «Сатьяграхи» Филиппа Гласса, на которую идем аж с мужем.