Музыкальный январь. Отечественный

Jan 27, 2013 14:58

Так как музыкальных событий в этом месяце у меня уже больше не предвидится, хочу сразу написать о впечатлениях.
Итак, две оперы и один концерт:
1. Травиата/ Большой театр, 13.01.2013
Так как я пропустила и премьерный блок "Травиаты", и поставленные на замену "Князя Игоря" спектакли в декабре, то решительно отправилась к Большому практически прямо с самолета из Праги:) Состав был "тот самый": Шагимуратова - Долгов - Ладюк.
Что сказать? Я не пожалела, что сходила, но большого удовольствия не получила. Наверное, пойду еще, но на другой состав.

Постановка вполне - мне кажется, как раз для большинства "случайных" посетителей Большого театра, которые продолжают рассаживаться вплоть до первого антракта. Ярко, иллюстративно, с развлекательными элементами в виде живой фауны.

Самое большое мое разочарование связано с оркестром - я даже удивилась, неужели Синайский позволяет музыкантам так "лабать"? Потом вспомнила, что тут не Синайский, а Лоран Кампеллоне... Обычно эту оперу без слез слушать практически невозможно, в Мюнхене я ими просто обливалась, но как говорится, где Баварская опера, а где Большой театр. Тут музыка Верди звучала быстренько, живенько, чтобы сильно слушателей не задерживать, тем более, что это было воскресенье и перед трудовой неделей особо напрягаться никому не хочется.

По поводу солистов.
Альбина Шагимуратова (Виолетта Валери) - безусловно, была самой ожидаемой для меня в составе. Технически мне всё очень понравилось - у нее действительно хрустальный голос, какие-то нереальные верхние ноты, тончайшее пиано. Она по-моему единственная, кто сдерживал торопившийся оркестр, усмиряла его, чтобы пропеть всё, что положено. Единственное - она каждую музыкальную фразу предваряла довольно шумным вдохом и чуть запаздывала к её началу, но это уже так, если придираться. Но есть существенный минус - всё одинаково. Веселится Виолетта, влюблена, оскорблена, умирает - если закрыть глаза, то определить это практически невозможно.
Алексей Долгов (Альфред) - много я про него слышала и читала и ожидала худшего. Голос его мне показался довольно приятным, на удивление неслабым (кстати, в Большом есть подзвучка? мне на 13 ряду партера было всё слышно ну очень хорошо). Но, конечно, Долгов не смог пропеть всё, что нужно, и поступал он просто: не мог - не пел. То есть вообще никак, заканчивал раньше фразы, пробегал их скороговоркой и т.п.
Ну и отношений у Виолетты с Альфредом не было вообще никаких  - если не смотреть текст, то по происходящему на сцене вообще не понятно, почему они вдруг стали жить вместе)))
Единственным, кто пытался создать хотя бы какие-то отношения на сцене был Василий Ладюк (Жорж Жермон). Его я раньше слушала только в "Евгении Онегине" и каких-то концертных программах, и мне показалось, что голос его стал менее звучным и сочным, я даже удивилась. В целом же вокально всё было очень хорошо. Для меня партия отца Жермона вообще чуть ли не главная в "Травиате" - каждый раз интересно, каким он будет. У Ладюка Жермон был эдаким ханжой, который прикидывался святым  и постоянно требовал от Виолетты письменных гарантий. Известно, что Ладюк обладает весьма умеренными артистическими способностями, но на фоне остальных было хоть какое-то более осмысленное движение, пусть и слегка неуклюжее.

Итого, на Ладюка надо уже сходить хотя бы в "Новую оперу" и понять, голос у него "посветлел" окончательно или нет. Шагимуратову я бы еще послушала в какой-то другой партии (в мае, надеюсь, это будет Царица ночи), в Большой на Травиату схожу, но на другой состав.

2. Геркулес, к.и. Musica Viva, дир. К. Мулдс/ КЗЧ, 16.01.2013
Вот тут и случился настоящий праздник! Несмотря на то, что Генделя "давали" почти 4 часа, я ушла довольная донельзя.
Сложилось всё - и оркестр Musica Viva с дирижером Кристофером Мулдсом, и хор из Intrada, и великолепные солистки.
Для меня барокко и Гендель - это что-то прекрасное, во время прослушивания и после такой музыки я, что называется, левитирую))
Звездой вечера была безусловно меццо Анн Халленберг, которая исполняла партию ревнивой жены Геркулеса Деяниры. Собственно, сам Геркулес, несмотря на то, что его именем названа опера, там персонаж практически проходной - всё построено на страстях женских. Так вот, Халленберг во-первых, имеет очень большой голос, я сидела на последнем ряду 2 амфитеатра, и до меня доходило всё, что она пела. Кроме того, пела она просто филигранно - и колоратуры в ариях, и речетативы. Во-вторых, какая это актриса! Она каждый раз была разной, а после сцены безумия, как мне показалось, сама долго приходила в себя.
Исполнительнецей №2 в тот вечер для меня стала Люси Кроу, которая пела плененную принцессу Иолу, из-за которой разгорелся вообще весь сыр-бор. У Кроу такое чистое, небесное сопрано, только крыльев ей не хватало за спиной, но на мой вкус голос чистый, но не очень интересный.
Из дам была еще контральто Романа Бассо, но тут ей было далеко до уже упомянутых мною солисток, звучала она глухо, голос терялся.
Мужчины были хуже. А хуже всего был исполнитель партии Геркулеса англичанин Айвон Ландлоу - голос глухой, неинтересный, когда он пытался вступить в диалог с кем-то и поворачивал голову, его сразу становилось неслышно.
Чуть лучше был тенор Николас Пан, певший сына Геркулеса Гилла. Мне показалось, что он просто "не из той оперы", не подходит ему барокко
В I действии оркестр и певцы типо "репетировали" и примерялись к залу, а II и особенно III действие были диво как хороши.

Вот тут, кстати, есть запись из КЗЧ http://www.meloman.ru/?id=5373&full=Y#1

Поддавшись настроению, я даже собралась на "Агриппину" с Метой моим любимым и почти купила билет в Париж)))

3. Моцарт, Р. Штраус, Цемлинский. ГАСО им. Светланова, дир. Владимир Юровский/ КЗЧ, 26.01.2013
Во-первых, что хочется сказать - как прекрасно говорит Юровский. После Моцарта, пока расставляли стулья для струнных, дирижер подошел к микрофону и начал рассказывать о том, почему именно этих трех композиторов он включил в программу вечера, как они связаны между собой - в музыкальном и жизненном плане, на что обратить внимание дополнительно к написанному в программе и т.п. Я слушала и наслаждалась - и интересно, и информативно, и речь богатая, без повторов, что редкость в наше время. Для меня такой путь к музыке, через анализ, наверное наиболее удобный и понятный.
А что касается во-вторых, то музыкальная часть вечера мне понравился гораздо меньше.
Симфония №25 Моцарта, которую он написал в 17 лет, прозвучала тяжеловесно. Во время ее исполнения у меня впервые появилось ощущение, что Юровский  - очень хороший аналитик, но с синтезом всё хуже. В оркестре был слышен каждый инструмент, каждая проводимая партия, но общей картины понять мне не удалось. Хочу еще послушать эту симфонию в записи в другом исполнении, чтобы понять, оправданы ли мои ощущения или само произведение таково.
"Метаморфозы" Штрауса я уже слышала "вживую" ранее - тогда оркестром Санкт-Петербургской филармонии дирижировал Синайский. И честно признаться тогда, это произведение вызвало у меня бурю эмоций и..непонимания, но и эмоций ведь. В исполнении ГАСО и Юровского были "волны" - временами, особенно ближе к финалу, было очень хорошо, а иногда я просто увязала в струнных. Кроме того, мне показалось, что было несколько ляпов у виолончелей и контрабасов, но не уверена.
Лучше всего, на мой вкус, после антракта прозвучала малоизвестная Лирическая симфония для сопрано и оркестра по стихотворениям Р. Тагора Цемлинского (уф, вот так название...). Я так понимаю, что для Юровского это была наиболее интересная часть программы, ради которой, собственно, всё и затевалось. Оркестр звучал ярко, мощно, из всего, что я слышала ранее, музыка Цемлинского мне больше всего идейно напомнила того же Р. Штрауса.
Солистами были Татьяна Моногарова и Альберт Шагидуллин, а в перерывах между частями пропеваемые на немецком стихи озвучивали в переводе актриса "Современника" Светлана Иванова (???) и Василий Лановой. С вокально-стихотворной частью всё было непросто, так как силы были неравны.
Лановой временами путал очередность выступлений, но читал как всегда - драматично и с призывом. А стихи Тагора очень соответствовали его манере - там речь шла о возвышенной, но в то же время ни к чему не обязывающей любви. Из серии:
Я утонул в тебе,
потерявшись в волнах твоих ласк.
Освободи меня от твоих чар,
и верни мне мое мужество,
чтобы я мог отдать тебе свое освобожденное сердце...
Певший всё это баритон Альберт Шагидуллин был достаточно культурен музыкально, низы приятные, но при бушующем оркестре его было совершенно не слышно. Интересно, кстати, что Шагидуллин, как я понимаю, пел всю жизнь в основном за границей.
Что касается пары Иванова- Моногарова, то тут однозначно сопрано выигрывала. Иванова осталась вообще для меня загадкой - кто это, почему она так просто и невыразительно читает, и главное, почему так тихо, даже при наличии микрофона.
Моногарова же разошлась не на шутку - похоже, она единственная, за исключением Юровского, кто понимал, в чем художественная ценность этой Лирической сифонии. Я уже слышала ее в БТ в партии Татьяны в "Евгении Онегине" - там она большого впечатления не произвела, а тут показала и объемный голос, и драматизм.
Народ же утекал...Из амфитеатров постоянно кто-то спускался по направлению к ближайшему выходу, партер стойко держался. К последней части симфонии процесс оттока слушателей был уже катастрофичен. Я из принципа досидела до конца, но без особого воодушевления.

Юровский, опера, Верди, ГАСО им. Светланова, Большой театр, musica viva, симфоническая музыка

Previous post Next post
Up