Ноябрь классический

Dec 01, 2011 09:56

Сразу обо всем, что было услышано в ноябре - Россини, Гендель, Штраус, Вагнер, Бетховен, Брукнер.
 
Начался ноябрь с оперы Россини «Севильский цирюльник» в МАМТ. Честно говоря, после венской оперы я ничего особо не ожидала, и правильно делала. Потому что, когда нет высоких ожиданий, может случиться приятный сюрприз. Мне понравилась и сама постановка Тителя - озорная такая, из категории «Танцуют все!», и как ни странно, прилично и довольно грациозно звучал оркестр под управлением Вольфа Горелика (анонсированный ранее Альберто Дзедда не приехал), и вообще как-то все было легко и радостно. Вокалисты пели с видимым удовольствием, и мужская часть состава особенно порадовала.
Алексей Кудря (граф Альмавива) - ну просто гипер выразительный и артистичный, в том числе и по манере исполнения. Голос у него, как мне показалось, не очень большой, и на высоких нотах дрожал, но для нас и то хлеб, очень понравился.
Арсен Согомонян (Фигаро) был весь такой кавказского типажа, ездил на смешном автомобиле и периодически пускался чуть ли не лезгинку плясать. Голос у Согомоняна так и льется, тембр сочный, красивый, но несколько однообразный, без оттенков.
И даже (!) Роман Улыбин в партии доктора Бартоло был выразителен, а голос его не глух.
Был еще очень смешной учитель музыки (Дмитрий Степанович), который постоянно выкидывал вверх свой портфель в приветственно-восторженном жесте, но, к сожалению, пел он так себе:)
Что касается женских партий, то Розина (Елена Максимова) была совершенно обычной и тяжеловатой в исполнении, но картины не портила.
При хорошем составе эту постановку рекомендую.

Далее был фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» в Доме музыки, из которого я попала на 2 концерта - с участием Кристофа Дюмо и Вальтрауд Майер.
Французский контратенор Кристоф Дюмо мне понравился - диапазон очень широкий, красивые пиано. Были исполнены арии из опер Генделя «Юлий Цезарь в Египте», «Роделинда», «Орландо», «Ринальдо». Но не хватило мне в его исполнении выразительности, харизмы, по сравнению с американцем Bejun Mehta, которого я слышала в Вене в опере Генделя «Ксеркс». В Мету (он, кстати, родственник знаменитого дирижера) я практически влюбилась сразу и безоговорочно
Для сравнения 2 фрагмента:
Christophe Dumaux
 

image Click to view


Bejun Mehta

image Click to view



А вообще барочная музыка нравится мне всё больше и больше. Это какое-то чистое искусство,  располагающее к созерцанию и получению удовольствия. По крайней мере, для меня так.
В тот же вечер "Виртуозы Москвы" под управлением Спивакова исполнили "Прощальную" 45 симфонию Гайдна. Это, конечно, праздник и для слушателя, и для зрителя одновременно, так как один за другим музыканты в финале покидают сцену и гасят освещение над своими нотными пюпитрами. Последние пассажи Спиваков играет на скрипке сам, и сцена погружается в полную темноту. Очень эффектно, зал ревел. А на бис маэстро исполнил "Молитву" того же композитора - уровень проникновенности ,конечно, очень высок, хотя по технике исполнения...мне даже показалось, что он один раз ошибся, но всё это, конечно, не важно. "Виртуозы Москвы" мне очень понравились, буду пытаться дальше ходить на их концерты

Вальтрауд Майер я очень ждала в Москве после того, как слушала ее на сцене Венской оперы в партии Фиделио в одноименной опере Бетховена.

В ММДМ она была в красивом красно-золотом платье:) и пела Вагнера. Пять песен на стихи Матильды Везендонк понравились, особенно «Стой», была очень красивая гармония с оркестром. Исполнение Майер - очень аккуратное и сдержанное, всего лишь несколько раз весь зал наполнился ее чудесным голосом, зато какое это было счастье! Надо отметить, что и Спиваков и его Национальный филармонический очень старались и играли бережно и внимательно, было видно, что для маэстро это не просто так. И кульминация его сосредоточенности после антракта пришлась на Вступлении к опере «Тристан и Изольда», которое теперь известно всем и каждому, благодаря «Меланхолии» Триера. Было очень красиво и очень … осторожно, иногда даже неуверенно, не хватало какой-то мощи и волны, которая тебя накрывает вместе с этой красивейшей музыкой. Смерть Изольды (Liebestod) в исполнении Майер была исполнена тоже осторожно, умно и достойно. Вообще Майер прекрасная и опытная певица, но в Доме музыки она, к сожалению, не произвела такого яркого и мощного впечатления как могла бы, да и акустика в зале ужасная. К сожалению, было много тех, кто остался неудовлетворен и послушал "для галочки".
Не с этого концерта, но чтоб поделиться радостью:

image Click to view



Что касается оркестровых произведений, то они состояли из сочинений Рихарда Штрауса. Вначале прозвучал Концерт №2 Es dur для валторны с оркестром -  не поняла, я честно говоря, этого произведения и не ощутила красоты солирующего инструмента, но скорее всего дело еще и в том, что до бельэтажа звук доходит крайне фрагментарно.
Ну и в финале был праздник, потому что НФОР наконец-то почувствовал себя «в своей тарелке» и развернулся в Сюите из оперы «Кавалер розы» - захватывающе, красиво, виртуозно.

Что еще в целом хочется сказать о фестивале. Высокие цены на билеты привели к незаполняемости Светлановского зала. Причем настолько, что на концерте контртенора из бельэтажа большинство пересадили в амфитеатр (не так зияли пустые места хотя бы), а на концерта Майер после антракта я прекрасно сидела в середине партера, там где билеты стоят 5 или 6 тысяч. Вопрос, нельзя ли сделать билеты несколько подешевле (учитывая, что программа была явно не «попсовая») и заполнить зал? Ну хотя бы для вида перед зарубежными звездами, что у нас тоже есть культурная публика:)

И в завершающую субботу осени был концерт РНО под управлением Плетнева в БЗК. Зал был битком, несмотря на дороговизну билетов, зато акустика не в пример Дому музыки.
В первом отделении прозвучал 5 концерт Бетховена ми бемоль мажор для фортепиано с оркестром, солировал Николай Луганский. Когда я слушала этого пианиста первый раз (играл Рахманинова с ГАСО, тогда п/у Горенштейна), я никак не могла взять в толк, почему все в таком восторге от его игры? В этот раз прозрения тоже не наступило, к сожалению. Да, техника хорошая, сам пианист очень пригож, но я не понимаю самого, на мой взгляд, главного - зачем он играет, что хочет сказать своим исполнением? Мне как непрофессионалу сложно объяснить, но я всё же попробую поделиться своим субъективным мнением.
Если сравнивать с игру Луганского с тем же Кисиным и Володосем, которых мне посчастливилось слушать вживую, то нет никакого сравнения. И дело не в технике. Если у Кисина такое ощущение, что каждый звук, каждая нота приходит ему откуда-то свыше, что он проводник какого-то высшего разума или чувства, а у Володося каждый пассаж рождается изнутри, глубоко продуман и прочувствован, то у Луганского…это просто звуки, ни о чем, к сожалению. И если первая часть концерта Бетховена прозвучала достаточно ярко (благодаря, мне думается, в основном оркестру), то потом на более медленной средней части, все развалилось…Особенно ярко эта вязкость, проявилась в игре на бис - какие-то звуки выталкиваются, часть неоправданно бросается... Я была разочарована, к сожалению, не знаю, пойду ли еще на Луганского, может быть мне просто не повезло, надо что-то другое послушать в его исполнении.

Зато после антракта я была вознаграждена, хотя уже подумывала о том, чтобы уйти в антракте.
РНО под управлением Плетнева сыграли почти часовую Сифонию №9 ре минор Антона Брукнера. Это настолько гигантское, тяжелое и почти мистическое исполнение, что от слушателя требуется много прежде всего моральных сил, чтобы идти за композитором и оркестром. Мне в этом плане повезло, и я практически растворилась в этой музыке, что бывает со мной нечасто. Придя домой, первым дело, скачала эту симфонию Брукнера. В общем Плетнев велик, буду ходить на его концерты дальше.

В декабре напишу о трансляции оперы "Фауст" из MET (о, Йонас Кауфманн!), о Хибле Герзмаве в "Лючии ди Ламмермур", Василии Ладюке на сцене Дома Музыки, концертах Мацуева, оркестров РНО п/у американского дирижера Семена Бычкова и МГАСО п/у Когана. Главное, чтобы настроение мое улучшилось:)

опера, пианисты, симфоническая музыка

Previous post Next post
Up