Интервью с Еленой Черкиа. Часть 4
Вопросы задает Евгения Перова (Дженни)
Дженни:
- Что для тебя значит увлечение фотосъемкой?
Лена:
- Очень много. Это возможность вести дневник, так как записывать на ходу я не умею, диктовать тоже, а вот оставлять себе визуальные якоря мне нравится. Это отдых через диалог с окружающим миром. И еще важное для меня - диалог с техникой и программами для редактирования. Я не великий специалист в фотокамерах, но я воспринимаю каждую из своих как музыкальный инструмент - ни одна, даже самая продвинутая камера не снимет настоящего, верного, пока не сольется с рукой, глазом и сердцем. Я не умею рисовать, но передача визуального впечатления, часто намного большего, чем сама картинка, от меня тем, кто будет смотреть, ох, это прекрасно. Поэтому, кстати, я не люблю длинных поэтических подписей к снимкам, а пишу больше всякий познавательный винегрет или стараюсь обходиться одной фразой или парой правильных слов. Вообще, картинка и подпись, которые работают как одно целое - отдельный жанр, иногда делаю так, но чаще - пусть говорит снимок).
Больше о моих отношениях с фотосъемкой узнают читатели - многие из моих героев фотографируют. Вспомнила смешное, когда начинала писать, читатель недовольно меня спросил «почему все твои героини шьют?». Ну дык, от честности - они умеют то, что умею я сама))))
Дженни:
- Расскажи про свой сайт «Прогулки»!
Лена:
- Когда я поняла, что одинокие прогулки с вдумчивым вхождением в окружающую реальность значат для меня очень много и так же много мне дают, я задумалась об этом явлении. Как оказалось, не я одна, но свой велосипед я целиком и полностью изобретала самостоятельно. И только потом узнала о существовании практик - японской «синрин йоку» и норвежской «фрилуфтслив», например.
А сайт - попытка без лишнего многословия поделиться тем, на что смотрела и как смотрела, совершая такие прогулки. Я люблю делиться хорошим)))
Концепция прогулок мелькает в написанном мной, разумеется. Рассказ «Под облаком» - это целиком оно, а роман о фотографе Кире так и называется «Прогулка».
Дженни:
Очень важный вопрос - что ты думаешь о любви - в жизни и в литературе?
Лена:
Я прекрасно отношусь к любви в литературе, как, впрочем, и к любой загадке, а любовь, несомненно, является загадкой, стоит посмотреть, что о ней пишут и говорят - от полного неприятия (это все одна сплошная биохимия) до восторженного преклонения, когда автор уверен, что она и есть высшая степень человеческих взаимоотношений.
Мое отношение к любви находится где-то посередине между двумя крайностями. Я не отрицаю, что она есть и механизмы ее не объяснить. Но и ставить партнерскую любовь во главу угла, уверяя всех, что те, кто вне такой любви, они обязательно несчастные страдальцы и им можно лишь пожелать искать, найти, и на том успокоиться, я тоже не могу. В своих романах я про это, конечно, пишу, «есть разные виды любви» - осознаёт Инга, понимая, что ее любовь к сыну, к дивной бабушке Виве никак не меньше, чем любовь к потерянному Сереже Горчику. Собственно, так же, как любовь к окружающему миру, к его самым разным проявлениям.
Так что для меня истории любви важны, но иногда не более важны, чем эти самые другие виды любви. Хотя, конечно, именно «истории любви» читаются более охотно, во всяком случае, читательницами.
Но повторюсь, я отказываюсь воспринимать огромное количество людей, у которых на данный момент, как это принято писать «сердце свободно» - просто как объекты, находящиеся в режиме ожидания, в такой типа заморозке. А вот ка-ак полюбит, тут и начнется настоящая жизнь…
Настоящая жизнь, с многими видами любви в ней существует всегда и не прерывается. И чем больше будет такой разной любви, тем больше надежды, что когда-нибудь мы все же изменимся и увидим тот самый «золотой век», который пока что нам, увы, заказан. Не доросли, плохо умеем любить.
Ну и еще надо сказать, что спорить тут бесполезно, потому что все упирается в формулировки. Любовь, страсть, влюбленность, стремление обладать, самопожертвование, обожание, преклонение, завоевание - все это можно перемешивать в немыслимое количество коктейлей и - называть любовью или отрицать, что это любовь. Так что, вселенская любовь, которая направлена на всякое, как можно большее, она честнее. Написала и задумалась, верное ли слово. Тут надо или ставить точку или рассуждать так долго, что никто не дочитает этих рассуждений)))
Я многие написанные истории любви оставляю открытыми, так сказать «без свадебных колоколов», именно потому что загадочная любовь может кончиться так же неожиданно, как она набросилась на героев. Но, конечно, случается писать и любовь на все времена. Это как-то успокаивает, когда герои уверены друг в друге и своей любви, так что - пусть будет)))