Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902 года, Арзамас, Нижегородская губерния - 19 ноября 1991 года, Миасс, Челябинская область) - актёр, кинорежиссёр, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист, Народный артист РСФСР (1991) В пятницу по каналу "Культура" показывали документальный фильм - я попадала туда во время рекламы на другом канале, где не помню что смотрела. По отрывкам трудно было понять, о ком этот фильм, но я поняла, что героиня намного моложе своего мужа. На следующий день я нашла, что это было - документальный фильм режиссера Сергея Мирошниченко "Таинство брака", посвященный Леониду Оболенскому и его жене Ирине - когда они поженились, Ирине было 20, а Леониду... 80!
Оказалось, я прекрасно помню этого актера, но ничего не знала о его судьбе...
"Потомственный князь Леонид Оболенский в титрах фильма "Звезда пленительного счастья" обозначен как консультант по этикету. Он пришел в кино 17-летним юношей, провёл в нём 72 года жизни, был педагогом ВГИКа, другом и соратником Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, а также обаятельнейшей и удивительнейшей Личностью.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Блестящий чечеточник в московском театре "Кривой Джимми", упоительно гибкий эксцентрический актер фильмов "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", "Потомок Чингисхана", "Праздник святого Йоргена", постановщик знаменитых "Кирпичиков"... Мастер, который ставил танцы для спектакля Мейерхольда "Великолепный рогоносец", был ближайшим сотрудником Льва Кулешова и совратил в кино Сергея Эйзенштейна. Который первым привез из Германии звуковую аппаратуру для нашего кино и стал первым советским звукооператором. Который танцевал с Марлен Дитрих на съемках "Голубого ангела" и был репрессирован в 1937-м году. Который прошел немецкий плен, Гулаг и лагерный театр, на склоне лет сыграл еще два десятка ролей в кино, получил в Монте-Карло "Золотую нимфу", но никогда уже не покидал Урала, там в восемьдесят лет женился на двадцатилетней и двух месяцев не дожил до своего девяностолетия..."
Текст взят с сайта "Чтобы помнили" - автор Александр Раппопорт
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=821 "Ирине было двадцать. Она мечтала стать актрисой, поступала в театральные вузы - не брали. Кто-то посоветовал пойти к Оболенскому, чтобы он ее поучил. И они стали заниматься, в 1980-м году поженились и прожили вместе десять лет. Об этой любви документалист Сергей Мирошниченко сделал фильм "Таинство брака". На столетие Оболенского вдова не приехала. В этом тоже была тайна. Никто не спешил ее осуждать - ей нужно продолжать жить. Десять лет она посвятила пришельцу из других миров, а когда он упал и сломал шейку бедра, возила его в коляске. У нее тоже странная и нелегкая участь...
http://m-llekolombina.livejournal.com/194060.html - Это была любовь? - задаю Тамаре Мордасовой глупый вопрос.
- Возможно. Она твердо говорит: я его увидела и поняла, что люблю.
- Но уж слишком велика разница в возрасте. Стало быть, здесь какое-то иное, не общепринятое понимание любви?
- Женщина развивается медленно. Возможно, Ирина еще не созрела для полноценных отношений с мужчинами, но ей хотелось мудрости.
- Представляю себе состояние ее близких, ужас, который их охватил при этом известии.
- Напряженность была. Ирина рассказывала, что когда они после регистрации брака садились в машину, то руководитель фотостудии Игорь сказал: ну, слава Богу, помидорами не закидали. Все понимали, что событие из ряда вон выходящее и можно ждать чего угодно..."
Как раз этот момент я увидела в фильме - лица женщин при виде жениха с невестой.
Они потрясены.
Из писем Леонида Оболенского Ирине:
Счастье:
Это, пожалуй, высшая степень в насыщении наших высших потребностей. В первом ряду стоят наши потребности отдавать и получать любовь. Самые естественные и человеческие. Притом получать - более настоятельная. Она в глубине души и вплоть до поверхности, которая ждет, чтобы ее погладил любимый.
Живет это все в самых незащищенных уголках, в самой неуверенной глубине… Вот и тревожно, хоть и глубоко. Как бы не потерять!..
Потребность отдавать любовь, ласку, заботу, себя рождается более сложными струнами души. Потому эта потребность более «счастливоносна». От себя зависит! Вот потому отдавание любви и есть созидание счастья.
Люди, которые настроены больше получать, чем отдавать, быстро поглощают природные запасы счастливости дебюта любви. И остаются ни с чем. К сожалению, такого теперь больше почему-то? От жадности, что ли?
Симпатия и эмпатия:
Это чувствование одним человеком мира переживаний другого. Это умение не просто посочувствовать, но и глубоко проникнуть в чужое; понять смысл и краски («проникнуться», вернее!). (Как это важно для режиссера!)
Биологическая предпосылка эмпатии в способности быстрой ре¬акции («механизме») на эмоциональное состояние партнера (его «поле» в механизме «контакта систем»). Заразительность эмоции известна.
А затем или отринуть, или «взять» партнера. Это уже от твоей установки как принять его.
Однако такой «био-способности» (epater - впечатлять, поражать) может не быть.
Скажем, у бамбука.
Вот и пишу тебе послание на вольную тему. В надежде, что пригодится.
О культуре:
1. Научить культуре нельзя. Это не предмет, а накопление опыта и раскрытие себя в себе и во всем.
2. Учиться - это не глазеть или слушать, развесив уши. Это - видя, слышать. Волноваться и осознавать.
3. Способом участия (соучастия) в творчестве. Учиться читать, рисовать, играть на инструменте, слушать музыку.
И услышанное - увидеть, увиденное - услышать и уметь рассказать, написать, нарисовать, передать впечатление и раскрыть сокровенный смысл. Поэтому и учитель и ученик всегда вместе, как друзья, в поиске, в попытках открытий для себя. А может быть, и для других, если найдутся внимательные и если им нужно.
4. Так постепенно вырабатывается культура речи, самостоятельность оценки и приобщенность в поведении (основы социальной этики - приобщенность). Впротиву буржуазной культуре - отчужденности (экзистенциализму).
5. Постижение прошлого. Потому что от него начинается сегодня. Отсюда и выбор, и осмысление путей самообразования. Осознание труда не как «социальной роли», как необходимости делания, творения.
Вот и получается, что культура - это единый процесс созидания и освоения духовного богатства в творческой потенции людей. (А не в болтовне.)
Потому что личность - это прежде всего результат работы над собой.
И самое важное тут - избирательные способности сознания..."
Оригинал взят у
pishchulin в
Фильм о Леониде Оболенском "Таинство брака" You can watch this video on www.livejournal.com
Режиссёр и автор сценария Сергей Мирошниченко, производство Свердловской киностудии.
В фильме уникальные кадры последних лет жизни известного актёра,режиссёра, журналиста и первого советского звукооператора Леонида Оболенского с начала 1960-х годов жившего в Челябинской области, его рассказы о своей жизни, рассказы его последней жены.
Памяти Леонида Оболенского:
Click to view