БРЕМЯ ВЛАСТИ (19) - Послесловие. ИМЯ ЗВЕРЯ

Jan 27, 2011 16:09




ИМЯ ЗВЕРЯ

Главная идея самодержавной власти осмыслена и разработана еще Иваном Грозным - «Всякая власть от Бога». Это означает не только то, что власть дана царю земному свыше, что он является «проводником» божественных законов добра и справедливости, но и то, что всякая власть ответственна перед Богом: «царь земной под царем небесным ходит». Ответственность царя перед Богом для верующего человека вполне реальна, так же реальна царская власть над подданными: «Досель русские владетели не допрашиваемы были («неисповедуемы») ни от кого, но вольны были своих подвластных жаловать и казнить, а не судились с ними ни перед кем» .
В XV - XVI веках в общественном сознании складываются и укрепляются идеи о неограниченности и самостоятельности верховной власти, о ее наследственном характере - именно такая власть «по старине» начинает считаться властью, ниспосланной Богом.
Ответственность царя двоякая: перед народом он представляет власть Божию, перед Богом представляет народ. Эта взаимосвязь столь крепка, что за царские грехи наказывается народ: «за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует», причем царский грех оценивается Господом более жестко и сурово - «народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит».
Из этой главной идеи выводятся основные принципы царской власти, и первый из них - самообладание, ибо не управляя собой нельзя править другими. Другие важные принципы - умеренность, справедливость, законность и осознание своего долга. Царь не может злоупотреблять своей властью, из личных побуждений заменяя ее произволом, так как он - только исполнитель высшей воли, орудие Божественного правосудия.
«Для подданных дается закон, правила поведения, а царь, как Верховная власть, должен блюсти за тем, чтобы это не было пустым звуком, а фактом действительности. Он существует не для того, чтобы делать, как ему нравится, не для того, чтобы быть тираном или потакать распущенности, а для того, чтобы вести к исполнению долга, - пишет исследователь монархической государственности Л.А. Тихомиров, - самодержавная власть, от которой исходят законы, сама же первая, издав закон, должна ему подчиняться и охранять до тех пор, пока сама же не отменит или не изменит его в том же узаконенном порядке. Закон есть совесть верховной власти. Царь - как бы машинист, следящий за ходом одухотворенной машины, и обращаться с ней произвольно не может, ибо это означает спутать все части механизма, а затем и взорвать и саму машину» .
Драмы, созданные А.К. Толстым и Д.С. Мережковским показали нам три примера нарушения принципов государственной власти, приведших к катастрофическим последствиям в обществе.
Царь Федор виновен в том, что не сумел исполнить свой царский долг и все государственные заботы и ответственность переложил на другие плечи, ибо царь не может отличаться одной только кротостью и не должен жить жизнью частного человека: «Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым; ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение; аще ли сего не имеет - несть царь!» - говорил Иван Грозный. Спасая собственную душу, Федор забыл о душах своих подданных: «Иное дело свою душу спасать, иное же о многих душах и телесех пещися» .
Вина Бориса Годунова - в самовольном захвате власти и в непомерной гордыне.
Император Павел, хорошо помня о своей власти над народом, забывал про ответственность перед Богом, руководствуясь в своих поступках прежде всего личной прихотью и произволом. И если главной связующей нитью между монархом и подданными является религиозное чувство, искренняя вера - причем вера одна и та же, то эту нить Павел разорвал сам, заигрывая с католицизмом.
Век Просвещения с его культом разума и отрицанием Божественного посеял то зерно сомнения, из которого со временем выросли идеи Д.С. Мережковского, перевернувшего «с ног на голову» мысль о происхождении самодержавной власти: не Бог, а Антихрист коронует правителей земных. Мережковского не устраивает то «разделение труда», которое принято в историческом христианстве: «Богу - богово, Кесарю - кесарево».

«Но ежели Христос не идеально и бесплотно, а реально и воплощено есть Царь на земле, как на небе; ежели истинно слово Его: Се, я с вами, до скончания века. Аминь, - утверждает Мережковский в статье «Революция и религия», - то не может быть иного Царя, иного Первосвященника, кроме Христа, сущего до окончания века с нами и в нас, в нашей плоти и крови, через таинство Плоти и крови» . «На место» Христа на земле может встать только Антихрист: «В этом смысле всякий «наместник» Христа - самозванец Христа, Антихрист».
Вот оно, имя зверя - Антихрист!
Но как же существовать обществу, как жить людям, если всякая власть - не от Бога. Что же тогда? Какая власть может быть на земле?
«Да всем будет один Царь на земле и на небе - Христос - это чаяние русских искателей Града Грядущего неосуществимо ни конституционною монархией, ни буржуазной республикою, о которой мечтали тогдашние, - ни даже республикою социал-демократическою, о которой мечтают нынешние революционеры, - пишет Мережковский в 1907 году, - оно осуществимо только абсолютною безгосударственностью, безвластием, как утверждением Боговластия» .
Абсолютная безгосударственность вряд ли достижима в человеческом обществе. Новая власть просто «отменила» и Царя, и Бога, и Антихриста, а с ними вместе и все философские проблемы ответственности власти. А не перед кем отвечать, значит - все позволено.
Если оглянуться на нашу историю, вспомнить всю череду царей и правителей, временщиков и фаворитов, заговорщиков и прямых преступников, всю чехарду придворной суеты, происходящей на вершине высокой пирамиды власти, в основании которой огромная, живущая своей жизнью народная масса, нельзя не согласится с мыслью, высказанной еще в конце XVIII века: «каким же образом управляется сия держава и как вообще может продолжаться ее существование? Я объясняю сие только лишь тем, - пишет в 1778 году французский посланник, г-н де Корберон, - что управляется она игрою случайностей, а держится природным равновесием, наподобие тех колоссальных масс, кои, благодаря неимоверному своему весу, остаются недвижимыми, сопротивляясь всем покусительствам и будучи подвержены лишь непрестанному действию внутреннего разложения и игре страстей
Единственное средство сохранить природное равновесие - соблюдение нравственного закона каждой отдельной личностью, кто бы она ни была - правитель ли, облеченный властью, или простой гражданин, этого правителя избравший. И ежели власть декларирует себя как избранная народом, следовательно, перед народом она и должна отвечать. Если народ спрашивает, конечно.
Народ безмолвствует…
Безмолвствует до тех пор, пока безответственность власти не перейдет черту терпения и не грянет очередной народный бунт, бессмысленный и беспощадный.






Библиография - http://je-nny.livejournal.com/147960.html

Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов:
1 - Предисловие. Несть бо власть аще не от Бога…
http://je-nny.livejournal.com/147384.html
2 - Федор и Борис. Право драматурга
http://je-nny.livejournal.com/147570.html
3 - Борис Годунов - Боже, Боже! За что меня поставил ты царем!
http://je-nny.livejournal.com/148824.html
4 - Тихая царица
http://je-nny.livejournal.com/158837.html
5 - Борис Годунов - Достиг я высшей власти!
http://je-nny.livejournal.com/159155.html
6 - Царевич Дмитрий - А был ли мальчик?
http://je-nny.livejournal.com/160475.html
7 - Борис Годунов - Мне счастья нет…
http://je-nny.livejournal.com/160753.html

Павел I:
8 - Междусловие. За сценой. Театр марионеток - Маски
http://je-nny.livejournal.com/167633.html
9 - Пален
http://je-nny.livejournal.com/167872.html
10 - Александр
http://je-nny.livejournal.com/194493.html
11 - Елизавета Алексеевна
http://je-nny.livejournal.com/194647.html
12 - Мария Федоровна
http://je-nny.livejournal.com/333492.html
13 - Константин
http://je-nny.livejournal.com/333838.html
14 - Место действия - Михайловский замок
http://je-nny.livejournal.com/334247.html
15. Арлекин, император Луны. Призрак короны
http://je-nny.livejournal.com/347971.html
16. Русский Гамлет
http://je-nny.livejournal.com/363437.html
17. Власть
http://je-nny.livejournal.com/363017.html
18. Убийство Павла I
http://je-nny.livejournal.com/367678.html

Несть бо власть аще не от Бога, Размышлизмы, история, Франсуаза я Саган

Previous post Next post
Up