Оригинал взят у
chernov_vlad в
"Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея" в ГМИИ им. Пушкина Говерт Флинк. "Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена", 1648. Из собрания Амстердамского музея (Нидерланды). Фрагмент
Министерство культуры РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Амстердамский музей (Нидерланды) представляют выставку:
«Год Голландии в России»
Голландский групповой портрет золотого века
из собрания Амстердамского музея (Нидерланды)
Выставка работает с 21 сентября 2013 года по 19 января 2014 года
Адрес :
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, ул. Волхонка, дом 12
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начинает новый музейный сезон открытием выставки в рамках «Года Голландии в России». С 21 сентября 2013 года по 19 января 2014 года будет представлена уникальная выставка - «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея».
В рамках Года Голландии в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет представлена уникальная выставка «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания
Амстердамского музея». Групповые портреты - одно из характерных явлений золотого века голландского искусства. Именно в произведениях этого жанра, созданных в XVII веке, отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой Республики. На выставке будут представлены портреты попечителей благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей), изображения членов стрелковых и других корпораций. Облаченные в строгие черные одежды попечители, исполненные благочестия и достоинства, изображены за служебными занятиями.
Сложно представить более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой республики. Житейские и морально-философские принципы, заложенные в нидерландском обществе протестантской этикой, благоприятствовали обретению голландцами ощущения личной свободы. Расцвет портрета как самостоятельного жанра живописи в Северных Нидерландах совпал с общим подъёмом экономики и национального самосознания.
Групповой портрет стал визуальным воплощением действительного или желаемого общественного статуса бюргера. Новая торгово-промышленная элита заказывала свои изображения для украшения не только частных домов, но и общественных зданий, в первую очередь, парадных залов заседаний руководства стрелковых рот, регентов домов призрения и старшин различных гильдий. По сложившейся традиции каждый портретируемый сам оплачивал художнику своё изображение; после завершения полотно преподносили в дар соответствующей гильдии. Поэтому каждый участник группового заказа хотел, чтобы его представили на видном месте, желательно, повёрнутым в три четверти к зрителю. Здесь торжествовал принцип строгой субординации: ни один персонаж не выдвигается за счёт другого, ни один не играет настолько ведущей роли, чтобы затмить собой всех остальных. Поэтому в задачи живописца входило предлагать оптимальные композиционно-смысловые решения. Если для современного зрителя качество портрета определяется умением мастера связать живописное повествование в единое образно-художественное целое, то для заказчика XVI или XVII века ключевым было убедительное внешнее сходство и размещение фигур в строгом соответствии с их статусом.
Бартоломеус ван дер Хелст. "Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома", 1650. Из собрания Амстердамского музея (Нидерланды)
До нашего времени сохранилось около 125 групповых портретов, исполненных голландскими живописцами в середине XVI и XVII веке. Поскольку изначально такие полотна были собственностью общественных и профессиональных организаций, в дальнейшем они переходили в собрания городских магистратов и музеев. По этой причине, за немногими исключениями, подобные произведения практически отсутствуют в коллекциях музеев за пределами Голландии.
Всего на выставке будет показано 10 большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея. Размеры самого монументального из полотен («Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» кисти Говерта Флинка) достигают двух с половиной метров в высоту и более пяти метров в длину. Кроме, того на выставке будут показаны произведения таких выдающихся амстердамских мастеров, как Дирк Якобс, Николас Элиас Пикеной, Бартоломеус ван дер Хелст и других.
ссылка по теме:
Подробнее о выставке «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея» в ГМИИ им. Пушкина смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru Информация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru