Много букв и картинок про пленочную стрит-фотографию

Jul 13, 2017 18:39

Наверное, каждый, кто увлекается фотографией, рано или поздно приходит к стрит-фото. Даже, скорее, рано, чем поздно: как только заканчиваются объекты "мама-девушка-кот-фикус", человек с камерой выходит на улицу, чтобы внести разнообразие в собственные кадры. Дальше возможны три варианта развития событий. Первый: человек обнаруживает, что решительно ничего интересного вокруг не происходит, и снимки, сделанные на улице, так же скучны, как и домашние. После этого камера кладется на полку и достается оттуда на Новый год и во время отпуска. А то и вовсе не достается - телефон же есть. Вариант номер два: человек понимает, что в стрите у него что-то не получается, а снимать очень хочется. Тогда человек идет в студию и делает постановочные кадры, работая над светом, композицией и так далее. Ну, и третий вариант: человека затягивает настолько, что перестать снимать стрит он уже не в состоянии. Это вот как раз моя история.




Вообще, конечно, "стрит" - понятие условное, так как далеко не все снимки в этом жанре сделаны в прямом смысле слова на улице. Тут, скорее, подходит определение "snapshots", которое можно перевести как "внезапные снимки, снимки без подготовки". Ну, то есть, никто не выставляет свет, не подбирает объектив, не говорит "Подбородок повыше, руку вот сюда, вилку с селедкой ближе к носу" и так далее. Чаще всего решение "снимать или не снимать" принимается спонтанно, кадр компонуется за пару секунд, а после спуска затвора ничего переделать уже нельзя.



И в этом, мне кажется, главный кайф стрита - вот эти конкретные предметы, люди, здания сошлись в одном кадре на долю секунды, и больше никогда и ни за что такого мгновения не будет. Ты как будто вырезаешь из окружающей Вселенной замороженные фрагментики, чтобы потом поместить в рамку или отправить в блог. А Вселенная течет себе дальше. Это похоже на охоту, рыбалку и азартную игру одновременно.



Сегодня снимать стрит очень, ОЧЕНЬ просто. До обидного просто. Для этого нужно купить любой цифровой фотоаппарат, выставить в нем бесшумный режим, повесить на пузо и "стрелять" оттуда наобум, делая многокадровые серии. Потом приходишь домой, выбираешь из сотен снимков самые удачные и готово - можно делать выставку. Способ привлекает простотой, и я поначалу тоже так поступал. Но - надоело. С тем же успехом можно повесить на лоб GoPro, снимать целый день, а потом нарезать видео на картинки. Не скажу, что это плохой метод, но мне он не нравится. Не мое.



Мой кайф - пленочная фотография. Не знаю, почему так получилось. Может быть, потому что еще в детстве я снимал на родительский "ФЭД" а потом - на собственный "Агат-18". Результаты были, конечно, так себе, но процесс мне очень нравился. А еще я обожал смотреть в видоискатель дядькиного "Зенита". Даже не снимать, а именно смотреть на мир сквозь 50-мм объектив на максимально открытой диафрагме. Наверное, с тех пор я и люблю "полтинники".



На мой вкус, пленка больше, чем цифра, подходит для стрита. Во-первых, у тебя есть всего 36 кадров. Ну ладно, 72, если ты захватил запасную катушку пленки. Мало того, за каждый из этих кадров ты заплатил! И заплатишь еще, если будешь сдавать в проявку и на сканирование. А если нет, то заплатишь за реактивы и собственный сканер. А если захочешь оптической печати - то за увеличитель, фотобумагу, принадлежности... Понимание того, что с каждым нажатием на спуск ты выбрасываешь в вечность от 20 до 50 (в моем случае) своих же кровных рублей, очень дисциплинирует. Снимать стараешься ответственно, не "потом разберемся", а так, чтобы каждый "выстрел" был осмысленным.



Пленочную механическую камеру можно бросить в рюкзак (если большая) или карман (если маленькая) и забыть о ней на месяц, на год, а то и больше. А потом, когда вдруг подвернется кадр, достать, снять крышку с объектива и сделать снимок - займет это две секунды. Ты не зависишь ни от заряда батареи, ни от времени, которое цифровая камера требует на загрузку. Достал, снял, можешь ждать еще год.



Пленочная фотография умирает. Несмотря на то, что хипстеры вдруг перешли на винил и старые механические фотокамеры, а производители пленки, увидев подъем спроса, даже увеличили объем производства, все это ненадолго. И проблема не в пленке, а в камерах. Их больше не выпускают. Точнее, выпускают, но это либо кошмарные одноразовые игрушки с пластиковой линзой (я пробовал снимать такой, это деньги и пленка не ветер), либо очень навороченные аппараты за несколько тысяч долларов. "Среднего класса" нет. Производство подавляющего большинства пленочных камер закрыто в 80-90. Конечно, радует, что в то время не существовало понятия "программируемый износ" и компании делали фотоаппараты так, чтобы они служили десятилетиями. Но эти самые десятилетия истекают. Фотоаппарат, хранившийся полвека на полке, приходит в негодность - ржавчина, плесень на линзах, усталость металла пружин, рассыхание шторок и т.д. Аппарат, которым полвека снимали, тоже стареет - ресурс все-таки имеет ограничение.



Конечно, старую механическую камеру можно купить, например, на eBay и отнести в мастерскую, где ее приведут в приличный рабочий вид. Но беда в том, что мастера, которые этим занимаются, тоже не вечны. Им сейчас по 60-70 лет. Молодых энтузиастов все меньше, практически нет совсем. И вот когда уйдут старые мастера, эра пленочной фотографии закончится бесповоротно. Если, конечно, гиганты фотоиндустрии не выпустят что-нибудь прекрасное вроде Olympus OM и оно не будет стоить, как звездолет. А этого, к сожалению, не будет никогда.



В общем, как бы там ни было, я коллекционирую старые камеры, ремонтирую их (чаще не сам - сдаю в ремонт) и снимаю ими. Хочется, чтобы "новая пленочная волна" длилась как можно дольше. Когда исчезнут и проявочные лаборатории, буду проявлять сам. Тем более, что снимаю я, в основном, на черно-белую пленку, а процесс ее проявки намного проще цветного. Да и опыт есть - еще со школьных времен.



Но вернемся к стрит-фото. Поскольку времени на детальную настройку у тебя нет, процесс съемки приобретает некоторые особенности. Поскольку ты не знаешь, на каком расстоянии от тебя будет находиться объект съемки, нужно использовать гиперфокальное расстояние - то есть выставить параметры так, чтобы резким был максимально большой участок. Например, от трех метров до бесконечности.



Но объект может внезапно оказаться ближе. И тут выходит на первый план такая особенность не самых навороченных пленочных камер, как отсутствие лишних систем фокусировки. Шкальный фотоаппарат не имеет ни зеркала, ни автофокуса, ни дальномера; расстояние ты выставляешь "на глаз". Для меня идеальным стрит-аппаратом стала Yashica Electro 35 MC - она маленькая, ее можно нести в одной руке и пальцами той же руки наощупь выставлять диафрагму и расстояние до объекта съемки. Выдержку она выставляет самостоятельно. То есть процесс примерно такой: заметив интересного персонажа, я иду к нему, попутно прикидывая, на каком расстоянии я его "щелкну". Подкрутив параметры до необходимого, я получаю камеру, настроенную на этот самый "выстрел". Остается только поднять ее к глазам, скомпоновать кадр и нажать кнопку.



Великий Анри Картье-Брессон говорил: "Твои первые десять тысяч кадров будут ужасными". Это правда. Я изо всех сил надеюсь, что нахожусь сейчас в районе пятой тысячи.

































Использованы мои фото - Лиссабон, Москва, Питер, все вперемешку
Previous post Next post
Up