1. Посмотрите на кляксу Роршаха
2. Запомните первую ассоциацию
3. Читайте ниже трактовки
Прежде чем почитать трактовки к кляксе и в целом о расшифровке ассоциаций, возникших при рассматривании клякс Роршаха, предлагаю посмотреть на другие кляксы и поймать первые ассоциации от них.
" Ниже представлены пятна Роршаха, психодиагностический тест для исследования личности. Каждый интерпретирует эти чернильные кляксы индивидуально, согласно своим особенностям. Фигуры лишь служат стимулами для свободных ассоциаций - испытуемый же должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Посмотрим?"
Можно посмотреть например тут
http://greenword.ru/2011/03/rorschach.html все основные пятна Роршаха ;) Смотрите и фиксируйте первые ассоциации , возникшие при взгляде на каждую из клякс:
После просмотра "веселых картинок" можно вернуться сюда и исходя из нижеприведенной инфо в посте-попытаться разобраться в том что все это значит и о чем говорит.
Возвращаясь к первой картинке в начале этого поста. Интерпретации ассоциаций от нее. взятые из Интернета:
"1. Мордочка кота или лисицы. Это самая распространенная ассоциация. Если вы увидели лисицу или кота (именно морду) - значит, вы относительно здоровы, то есть тест Роршаха отклонений не выявляет и вы относитесь к 85% людей.
2. Бабочка Если вы видите бабочку, это может свидетельствовать о легком состоянии когнитивного диссонанса внутри вас. Как правило, бабочку видят впечатлительные молодые люди до 20 лет, склонные к размышлениям и поверхостным депрессиям. Бабочка является символом гармонии, которой не хватает тому, кто видит ее в кляксе
3. Летучая мышь Летучую мышь могут видеть люди, склонные к агрессии и жестокости. Андрей Чикатило на тесте Роршаха видел летучую мышь. Могут развиться садистские наклонности.
4. Шкура животного Шкура "какого-то" животного - медведя, тигра, волка и пр. - свидетельствует об очень крепкой и здоровой психике. Как правило, шкуры видят люди, хорошо знающие, чего они хотят и как этого добиться, люди с устойчивой системой ценностей (педагоги, церковные служители, вегетарианцы, религиозные фанатики и просто набожные люди). Шкура зверя символизирует победу над диким животным - то есть, победу над своими сомнениями
5. Краб Краба видят люди, склонные к истерии, неврозам и тревожным расстройствам.
6 Два медведя на фонтане Довольно редкая, но не единичная ассоциация. Может свидетельстовавать о шизофреническом типе личности и о болезни шизофрении. Ни в коем случае тест Роршаха не может поставить диагноз, к тому же такой серьезный как шизофрения. Двух медведей на фонтане могут видеть как склонные к шизофрении, так и просто люди с отлично развитым воображением."
Насчет "медведей на фонтане" правильно пишут: "Вот я думаю, а как связаны медведи с шизофренией? Это что ли невозможно такой фонтан построить, чтоб на нем мишки сидели? Это что ли какая-то извращенная идея? ))" Действительно, по одной нестандартной (и при чем без насильственных ноток, агрессивности и жестокости в ассоциативной картинке-образе) ассоциации к одной кляксе "ставить диагноз" -- очень неразумно и неверно. Надо смотреть цельно-на итерпретацию всех клякс Роршаха (а их основных-десять). Люди с хорошо развитым воображением и (или) сами по себе с неординарным мышлением и т.п. обязательно увидят что-то нестандартное в картинках; а если нет агрессивного подтекста, и тем более если наоборот: что-то веселое, умиротворенное. спокойных тонов видится кому-то в целом в кляксах, - то это в целом о хорошем нраве и воображении развитом может говорить :) А склонные к шизофрении люди -- такие по-моему во всех кляксах будут видеть нечто свое, совсем идущее вразрез с тем что видит большинство людей, будут видеть с каким-то "фоном" специфическим всех ассоциаций. А сценки насилия, агрессии и т.д., видимые в кляксах-это показатель в частности скрытой внутренней агрессии, тревоги, гнева , а если во всех картинках просматриваются сцени насилия, кровь, борьба, то это может быть показателем сильных внутренних напряжений, множества подавленного негатива, а может говорить и о психических отклонениях (маниакальных состояниях каких-то).
А вообще основная цель теста Роршаха-исследование личности конкретного человека, особенностей личности.
Общая информация, которая поможет разобраться в том как работает этот тест и как интерпретировать его результаты.
1. О тесте Роршаха.
" Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций - испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности
Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями - для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов. Те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
1) Значение локализации показателей: свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности: если при ответах испытуемый опирается сначала или в основном на целостный образ, то это свидетельствует о стремлении охватить ситуацию во всем ее масштабе, если же образы создаются на основе частей пятна, то интерес испытуемого направлен к конкретному, к частному при познании реальности.
2) Значение основных детерминант: форма чаще всего обуславливает ответы испытуемых. Хорошая форма в ответах - проявление сознательных конструктивных тенденций личности, способность контролировать свои побуждения. Считается одним из важных компонентов интеллекта, так как является показателем четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания; низкий процент формы указывает на недостаток контроля. движение привносится самим испытуемым. На основании этого говорят, что является проекцией глубинных слоев личности. Ответы по движению связываются с творческими способностями, развитым интеллектом и воображением. Делятся на: - активные кинестезии (на-р, фигура в движении); - пассивные (на-р, бегство от мира, стремление к избеганию проблем).
3) цвет - признак экстравертированной тенденции, интерпретируется в сочетании с формой. Example: использование ахроматических цветов - белый, серый, черный - связано с опытом сдерживания в себе аффекта; если используются и форма, и цвет в ответах, то это говорит о хорошо контролируемой эмоциональности; как следствие, присутствует адекватность в межличностных отношениях, способность к сопереживанию. оттенки указывают на восприимчивость испытуемого к тонким нюансам его отношений с окружающими.
Некоторые другие показатели:
- категория «популярные ответы» - признак стереотипного, консервативного мышления, а также хорошей социальной адаптации;
- движение неодушевленных предметов в ответах - признак внутренней напряженности и конфликта, перед лицом которых испытывает чувство страха и беспомощности. Example: значительное количество исследований (Molish, 1967; Singer and Brown, 1977, обзоры) подтвердили гипотезу Роршаха, что все люди, которые используют преобладание человеческого движения при формулировании своих восприятий по Роршаху (интровертированные личности) имеют тенденцию призывать на помощь внутренние ресурсы для действий в стрессовых ситуациях, в то время как те, кто используют пропорционально более хроматический цвет как определяющий для своих ответов экстравертированные личности с повышенным эмоциональным напряжением, ищут взаимодействия с окружающей средой во время бедственных состояний.
- о нарушении мышления свидетельствуют ответы, в которых подразумевается прозрачность объектов, когда сквозь одежду видится тело, а сквозь внешнюю ткань - внутренние органы.
Наиболее проективным потенциалом обладают ответы на движение и «динамические форменные ответы». Чаще всего на пятно проецируется тот тип движения, к которому наиболее склонен испытуемый.
Обычно изучаются «суммарные оценки», то есть суммы однотипным оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.
Достоинства методики: помимо установления общей направленности личности («тип переживания») тест Роршаха позволяет получить данные о:
- степени реалистичности восприятия действительности (образы, которые часто или легко могут увидетьдругие);
- эмоциональном отношении к окружающему миру (подход типа ''сохранения энергии'', при котором образы ограничиваются единственной деталью, либо попытка ''организовать'' пятно более энергично, целое или синтез нескольких частей);
- степень эгоцентризма (использование испытуемым симметричных свойств чернильных пятен, чтобы генерировать образы, включающие рефлексии или пары);
- активности и пассивности при взаимодействии с миром (если эта активно-пассивная смесь у испытуемого уклоняется в одну или другую сторону, ряд исследований позволяют предположить, что этого человека можно охарактеризовать одним из видов познавательной негибкости в большом многообразии ситуаций).
Многочисленными исследованиями доказана валидность."
Источник:
http://blogs.ukrhome.net/view/5157/4880186/Proyti-test-rorshaha-onlayn-besplatno-bez-sms.html 2. Большая статья "Методика чернильных пятен Роршаха"
"Проективная методика исследования личности. Создана
Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).
Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:
- локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
- детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
- уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
- содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
- оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.
Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.
Теоретические основы.
Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем.
Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких - значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей - о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных - о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, - значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, - значит, и мыслишь нетрадиционно.
Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интраверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности.
Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал «типом переживания». Преобладание ответов по движению он связал с интраверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов - с экстратензивным. Главное отличие интраверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.
Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает
переживания испытуемых.
Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом. Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.
После смерти автора методики дальнейшее развитие тест Роршаха получил в США, где, начиная с 30-х годов, интерес к нему начал расти, и он стал приобретать популярность. Всего в США было сформировано 5 основных подходов к использованию теста Роршаха.
Первые два подхода были созданы С.Беком и М. Гертц, которые придерживались традиционного роршаховского взгляда на эту методику. Основное значение эти исследователи придавали стандартизации тестирования и сбору данных методом Роршаха.
Следующий известный подход, предложенный Б. Клопфером, был основан на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа испытуемого.
Еще одна система использования теста (система З.Пиотровского) была ориентирована на исследование методом Роршаха неврологических больных с органической патологией головного мозга.
Очередной психоаналитический подход к использованию теста Роршаха был разработан Д. Рапапортом. Его идеи относительно теста Роршаха были развиты Р.Шафером, который представил первую попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого.
В Европе наиболее крупным ученым, работавшим с тестом Роршаха, был Э.Бохм. К сожалению, в 70-е годы дальнейшее систематическое развитие Европейской школы по применению теста Роршаха практически прекратилось...."
Продолжение (процедура проведения, шифровка ответов, интерпретация основных категорий шифровки, интерпретация результатов):
http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%A0%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%B0 Серьезная литература использовалась при написании вышеуказанной статьи:
Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. - 200 с.
Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника-центр; Вист-С, 1997. - 128 с.
Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.- Киев: Вища шк., 1978. - 174 с.
Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: Практическое руководство. - М: Когито-Центр, 2005. - 255 c.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 176 с.