Теория поля в гештальттерапии.

Jun 10, 2013 10:48

Оригинал взят у unkle_fuka в Теория поля в гештальттерапии.
О теории поля в гештальттерапии.
Когда я говорю о теории поля своим студентам, то я имею ввиду теоретические и прикладные идеи школы К. Левина, С Эша, С. Милгрема и др. Эти идеи так или иначе сводятся к трем тезисам:
1) Власть ситуации;
2) Важность субъективного восприятия - интерпретации.
3) Значимая ситуация как напряженное равновесие.

Власть ситуации.
Ситуация влияет на людей гораздо больше, чем считает всякий отдельно взятый наблюдатель, даже если этот наблюдатель - психотерапевт. В связи с этим психотерапевту важно не торопиться с тем, чтобы спрашивать у клиента «Чего ты хочешь?» до того, как обоим стало ясно что с клиентом происходит, какова ситуация в которой он существует? Важно не спешить с приписыванием клиенту мотивов, черт личности или «способов действия» до того, как мы разберемся в какой ситуации эти поступки действия и чувства будут лучшим выбором для клиента. Важно спрашивать: «Что здесь и теперь напоминает тебе о твоих трудностях?». Например: с подозрительным клиентом перед тем как искать у него параноидную проекцию стоит спросить: «есть ли в данной ситуации что-то что настораживает тебя?». То, что вы параноик вовсе не значит что вас не преследуют. Часто когда терапевт пытается объяснить поведение клиента он преждевременно и зачастую ошибочно ищет источник симптомов и переживаний внутри клиента, тогда, как многое может стать ясно, если обратиться к его ситуации. В отношении себя терапевты часто действуют совсем наоборот свое поведение объясняют ситуацией: «У меня контрперенос: реакция на перенос клиента, а у него - перенос: его отношения с его внутренними фигурами» «Он продуцирует, а я - реагирую» Часто такое описание своих действий оказывается не продуктивным, так как терапевт при таком описании не может найти лучшего выбора для своих действий. Размышляя о терапии бывает полезно о клиенте думать в свете его ситуации, а о себе в свете своих мотивов и внутренних качеств.

Важность субъективной интепретации:
Большое число прекрасных интервенций иногда пропадает втуне, из-за того, что психотерапевт не спрашивает и не знает как эти интервенции клиент воспринимает .Например терапевт предлагает семье с девушкой, страдающей шизофренией прямо выражать свои чувства. Он очень удивляется, когда семья реагирует сильным напряжением и сопротивлением. Терапевт не спрашивает как члены семьи воспринимают его интервенцию. Спросив об этом по совету супервизора, терапевт узнает, что семья такие предложения терапевта воспримает как опасную провокацию и отчасти издевательство. От лечащего врача семья узнала, что лишняя эмоциональность и несдержанность может спровоцировать ухудшение состояния дочери. Узнав о таком восприятии терапевт смог уточнить свои намерения и предложения семье, после чего работа пошла лучше.

Важность каналов для разрешения напряженного равновесия.
Тут повторю то, что уже писал про краткосрочную терапию. Теория поля дает нам инструмент для того, чтобы "дунуть где надо" и часики заработали. В XIX в. владельцы участков примыкавших к берегам реки Миссипи, нанимали специальных людей с приказом стрелять без предупреждения в каждого, кто будет застигнут выше по течению с орудиями для земляных работ. Как вы думаете, почему? Ответ прост: маленький канальчик по которому устремляется поток быстро менял все русло реки.
Это иллюстрация такого понятия как "канальные факторы" в поведении человека. Это понятие в психологию ввел К. Левин.
Канальный фактор - это внешне незначительный элемент ситуации, который ведет к огромным поведенческим эффектам. Это маленькое обстоятельство, которое оказывается или "проводящим путём" для реакции, которая была подавлена равнозначной сдерживающей силой. Так, например, наличие листовки со схемой прохода в студенческом городке увеличивает посещаемость прививочных пунктов в 30 раз. Маленькое предписание, Чтобы муж давал деньги жене в руки и глядя ей в глаза, а не клал их в тумбочку (из которой их брала потом жена) решает проблему признания власти и благодарности. Проблемы, которая была причиной конфликтов и сексуальных дисфункций в течение 3-ех лет! И никаких отреагирований, тяжелых переживаний и скелетов, просто тумбочка перестала быть главным членом семьи несущим ответственность за семейный буюджет. Появился канал для целого ряда поведенческих реакций. Курт Левин не зря создавал свою теорию для краткосрочных и эффективных решений.

Другой пример. Многие ведущие пытаются бороться с опозданиями в группах интерпретируя опоздания как сопротивление. Участники быстро подхватывают эту идею и .... начинают опаздывать больше! Почему? Если посмотреть на это с точки зрения теории поля то мы обратим внимание на такие моменты как ожидание опоздавших. Если ведущий поддерживает идею жать опаздывающих, то он создает напряжение у тех, кто пришел вовремя и снижает напряжение, у тех, кто опаздывает. Опаздывающий приходит в поле которое как бы говорит: "Ты нам нужен, мы тебя ждем", пунктуальный получает состояние: "Ну и чего ты пришел, самый умный что - ли?" Стоит ли удивляться, что группав которой ждут начинает опаздывать все больше и больше? Что сдалет ведущий разделяющий теорию поля? Онпросто будет начинать вовремя семинар для тех кто пришел и не станет отвлекаться на извивнения опоздвашших! За 1-2 дня проблема опозданий решается, особенно если не ждать опоздавших становться нормой группы
Previous post Next post
Up