Про концерт в ДОМе 20 мая

May 25, 2011 18:51

А вот basilyan-po.livejournal.com/  написал про нас отличный отзыв!   Гордый подбородок, хм..... ЧТо, правда чтоли такой большой????

Марина.

20-го мая в культурном центре Дом  состоялся концерт группы Jazzator. Группа, в состав которой входят Марина Сабянина (вокал, рояль, композиция) и Сергей Балашов (барабаны), подыгрывали Андрей Бессонов (кларнет) и Олег Маряхин (баритон саксофон).

Самое трудное, конечно, это попробовать создать ощущение музыкального пространства словами. Но я все же не оставлю своих попыток.


Концерт проходил в зале, больше похожем на холл. Музыканты и слушатели находились в непосредственной близости друг от друга, но ни в коем случае не в тесноте, как это было на презентации последнего альбома Jazzator в Мастерской. В целом, звук довольно равномерно заполнял пространство. Люди тоже.

На этот раз под маринины скоростные пальчики попал не синтезатор, а рояль. Большой черный рояль с отполированной крышкой, в которой отражался механизм. Напротив Марины, за барабанами, расположился Сергей. В его руках то ли барабанные палочки, то ли пучки связанных веток, то ли хворост какой-то. Между роялем  и барабанной установкой свое место заняли саксофон и кларнет.

Над слушателями гаснет свет, начинается....
Для начала приличное по длине intro, чтобы слушатель немного адаптировался к новой среде. Потихоньку зрители вливаются в волшебный ритм, в настроение музыки. В какой-то момент даже возникает какая-то жадность: хочется, чтобы музыканты не отстанавливались перед следующей песней. Но остановка все же происходит, Марина объявляет название песни - "Семь пятниц на неделе". Вот тут то мозг начинает сводить. Начинает сакс с каких-то нечеловеческих синкоп. Только ты успеваешь привыкнуть, разгадать формулу сильных и слабых долей, коротких и длинных звуков, изгибов мелодии, как исполнители тут же переходят на другую тему. Уши напрягаются и будто увеличиваются, чтобы не упустить ни одного такта эсперементального джаза. Скорости огромные. Еще не дослушав до конца, уже хочется прослушать сначала несколько кусочков, которые слишком быстро пролетели. С ритма на ритм музыка увалакивает за собой. Поэтому, когда ребята из очередной вариации возвращаются в первую тему,  ты удивляешься, во-первых, ловкости этого возвращения, а во-вторых, тому, как первая тема связана со всеми остальными.  При этом она настолько непохожа а них, что в середине композиции ты не смог бы ее напеть.

Когда-то Jazzator определяли свою музыку как бархат, усеянный иголками. За то время, что ребята были в европейском турне, они выросли в техническом плане еще больше. Теперь каждая иголка обладает уникальной ДНК, которую расшифровать может только человек с очень хорошим музыкальным образованием. Вообще, музыка в каком-то смысле - это язык, и мне порой не хватает словарного запаса, а про грамматику и говорить нечего. Но удовольствие получать могут все.

Новые композиции чередовались со старыми, но усовершенствованными, а все это вместе перемежалось виртуозными импровизациями. То барабан повторяет выкрутасы рояля, то саксафон и маринин голос сливаются в один неразделяемы звук. Хворост Сергея переодически обламывался от экспрессивных ударов барабанщика. Такое изобилие средств выразительности, игр со звуками придает музыке иллюстративность. Так, в песне про "модель, которая сломала ногу в пяти местах", улышишь ее походку,  переведенную на язык музыки Сергеем. А в песне про " робота, который сломался и боиться темноты", Марина споет мигание лампочки "need to be repaired".

Надо сказать, отсутствие антракта было явным упущением. После 5-й композиции мозг начал сдаваться. Удерживать в поле концентрации всё то, что обрушивается на тебя становиться невозможно. Переодически ловишь себя на том, что слушаешь внимательно только одну партию. Тогда лучше закрыть глаза.

К концу концерта все вокруг стало казаться немного масляным, как если на мир смотреть через подсолнечное масло. Это, наверное, из-за софитов. Музыканты как будто срослись со своими инструментами, стали их продолжениями. Рояль гордый, как Маринин подбородок. А она такие звуки издает, что, возможно, она сама - струна и только что вылезла из-под крышки рояля. Андрей Маряхин выплюнул свои медноцинковые голосовые связки, свернул их, а теперь дует в них и нажимает на кнопочки, издавая при этом прекрасный трубящий звук. Сергей же превратил свои руки и ноги в пучки барабанных палочек, чтобы успевать ударить везде, где надо,и его тело колеблется так же, как поверхности его барабанов.

И уже, когда осталась последняя композиция, на ум приходит мысль о сложности процессов. Как любой человек, музыканты - сложно устроенные организмы. Кости, мышцы, сосуды, мозг, сердце, печень, клетки, органеллы, гармоны, процессы. Сложность некоторых невозможно себе представить! Когда-то давно люди дошли до того, что придумали разные формы резонаторов, создали музыкальные инструменты. "Научили" эти инструменты издавать чистейшие звуки. В настройке и четверть тона важна. А потом благодаря тяжелой учебе каждого отдельного музыканта в течение его жизни,  группа Jazzator сейчас создает с помощью системы отношений гениальные композиции. А если бы у рояля были почки, а в крови вместо красных телец были бы некие звуки?

Проще говоря, если абстрагироваться от частностей и представить себе что все есть музыка, то произведения Jazzator вполне отражают и сложность процессов внутри организма, и тонкость организации музыкального инструмента.

jazzator, ДОМ, dom

Previous post Next post
Up