Оригинал взят у
demyan_om в
Манифест гуманной педагогики | Бушети, Грузия
Никто из нас - учителей, воспитателей, родителей - не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках.
Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения»...
15-17 июля 2011г. в Бушети, небольшом селе солнечной Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного движения гуманной педагогики из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии для принятия необычного документа - «Манифеста гуманной педагогики».
Эта встреча, хотя и проходила в неформальной обстановке, носила сугубо деловой характер. А документ, который был на ней принят, является самым необычным документом за последние десятилетия, так как носит судьбоносный характер не только для детей всей планеты, но и их родителей, воспитателей и учителей.
...Часть вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас:
1. Духовная жизнь.
Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире.
Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребёнка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворённой деятельности?
2. Благородство и Великодушие.
Это есть самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.
Как нам их взращивать в каждом Ребёнке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребёнком?
3. Ответственность за свои мысли и слова.
Мысль и слово есть могущественная творящая энергия - как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она тёмная.
Нам надо воспитывать в каждом Ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?
4. Закон причин и следствий.
Это есть универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдалённом будущем. Говоря иначе, он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода.
Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребёнка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?
5. Закон любви.
Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира.
Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребёнку, чтобы они принимали её и поддавались её воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Как утончать своё искусство любить детей и каждого Ребёнка?
6. Закон духовной общности.
Он есть основа и необходимое условие воспитания.
Как взращивать эту общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребёнком? Как её беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребёнком? Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?
7. Самосовершенствование.
Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребёнка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле - это отражение нашей сущности. Отсюда - самая фундаментальная проблема гуманной педагогики - самосовершенствование.
Как этим заниматься? Как и в чём совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять своё сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?
Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д.
Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.
Полностью
«Манифест гуманной педагогики» можно прочитать на официальном сайте Международного Центра Рерихов и Международного Центра Гуманной Педагогики