Dec 02, 2011 00:53
Париж. Далеко не для всех это слово звучит как пение сирен. Моя знакомая немка пожимает плечами: «квартиры маленькие, грязные, безумно дорогие, да еще и с мышами!». Знакомый русский кривится: «денег тут не заработаешь... да и черные везде». «Достали, куда не кинь, везде проще: в Англии, в Канаде, да даже в Швейцарии. Там - всё для людей!» - причитает утомленная префектурой коллега-марокканка. Любой француз, пусть даже незнакомый, разражается на одном выдохе: «все эти люди, метро, которое никогда не работает, постоянное хамство, дрянная погода, грабительские цены, грязь, толкотня, пробки...»
Доводы у каждого свои, но вывод - тот же, что в советских анекдотах: ехать надо! И люди едут.
Что же делает Париж, эту канонизированную столицу романтики, моды, гастрономии, искусства, совершенно непригодной для жизни рядового обывателя? Посудите сами - это город, предоставляющий рабочие места в различных областях, причем, в силу социальности французского законодательства, места эти хорошо защищены. На 1000 жителей в Париже приходится 3 продовольственных и 11 не продовольственных магазинов (в среднем по всей Франции - 2 и 4). В этом городе, который понаехавшие попрекают излишком камней, 450 парков и скверов. В Париже 376 кинотеатров (52 человека на место), причем 40% из них демонстрируют не массовую продукцию, а авторское кино (против 25% по Франции). А 64 муниципальные библиотеки, где можно не только бесплатно окультуриться, но и погреться? А театров, театров! А музеи планетарной важности? А звезды Мишлена, которыми щедро обсыпаны рестораны французской столицы? Я уже молчу про метро - быстрый и надежный вид транспорта. Правда, злые языки говорят, что каждый четвертый поезд выбивается из графика и, если послушать жителей Парижа, то именно 200 километров туннелей метро являются самыми несносными для пребывания в Городе Света.
Если на чистоту, то дело, думается мне, не в транспорте, наводненном всеми этими сплоченными ненавистью к Парижу и друг к другу пассажирами, а в ценах. В среднем, в Париже все на 13% дороже, чем в провинции. Причем основной статьей расходов является жилье, оно стоит на 36% больше, чем в каком-то благословенном городке, где у новоиспеченного парижанина живет бабушка и куда он ездит раз в пару месяцев гонять желчь чтением объявлений в агентстве недвижимости.
Впрочем, когда речь заходит о покупке квартиры, парижане уже не жалуются на перенаселенность столицы. Тут они радостно сообщают о том, как сбили 20% стоимости за счет того, что весь остальной дом населен африканцами, которые живут по десять человек на 15 квадратных метрах и мало кто из белых людей решается выходить на улицу после захода солнца.
Как же так вышло, что в этом городе, из которого все мечтают уехать, такие непомерные цены на жилье? Все очень просто: Париж так плох, потому, что он очень хорош! Звучит сумбурно, но это так. При высоких доходах и некоторой избирательности, в Париже можно жить, не замечая мышиной возни по траектории работа-метро-постель. И людей таких достаточно.
Богатые иностранцы охотно платят за вид на Эйфелеву башню, Сакрэ Кёр, Нотр Дам, извивы Сены, Дом Инвалидов (у всех свои причуды), Лувр или Люксембургский сад, за близость к булочным, которые постоянно соревнуются за звание лучшего багета, круассана, эклера и прочей продукции, за наличие в радиусе 500 метров от дома цветочника, мясника, сырной, рыбной и овощной лавок, за возможность ходить по следам Карла Великого, Медичи, Генриха Четвертого, мушкетеров, тамплиеров, Мольера, Вольтера, Сан Симона, Лавуазье, маркиза де Сада, Давида, Робеспьера, Жорж Санд, Листа, Мюссэ, Наполеона, Бодлера, Моро, Мане, Дега, Сислея, Золя, Гогена, Сары Бернар, Пруста, Бергсона, Пьера и Марии Кюри, Пьера де Кубертена, Стравинского, Андре Жида, Коко Шанель, Дягилева, Андре Ситроена, Ренуара, Сартра, Хемингуэя, Жана Габена, Эдит Пиаф, Модильяни, Дали, Маяковского, Пикассо, Азнавура, Жана Моро, Гинзбурга, Алена Делона, Жерара Филипа, Полански, Бриджит Бардо, Колюша, Катрин Денев, Изабель Аджани, Винсена Касселя и многих, многих других.
Только, к сожалению, Эйфелеву башню на хлеб не намажешь и, живя в музее, начинаешь чувствовать себя экспонатом. Некоторым нравится, а некоторым - так.
мысли в слух,
признания,
les francais,
paris