свеча

Aug 30, 2010 23:35

Вчера я вдруг понял, что означают свечи в православии и иудаизме (потом оказалось, что это верно и для мусульман, празднующих персидский наурыз). Это показалось настолько простым, что я подумал, что в очередной раз открыл велосипед. Поэтому обсуждал это как само собой разумеющееся ( Read more... )

какой я умный, народная этимология, совпадение, многомерность

Leave a comment

_changing_ August 31 2010, 10:17:48 UTC
Мне это тоже кажетося уж очень поэтическим. :) По-моему это просто жертвенный огонь. Хотя я про религии знаю совсем чуть, может оно далеко не просто.

Reply

jayrandom August 31 2010, 12:17:39 UTC
У ритуала должен (был) быть какой-то смысл. Даже если он в течении веков утрачивается, что-то должно было быть изначально. Иначе зачем время терять? Чего с огнём баловаться?

Марина, расскажите пожалуйста, что значит "просто жертвенный огонь"? Какая у него функция?

Reply

_changing_ August 31 2010, 12:36:52 UTC
:) Сейчас окажется, что если объяснять, то у меня ещё более возвышенные построения приводят к такому "просто". У меня несколько мыслей, во-первых, в жертву приносили что-то живое раньше, зверей или людей (или же что-то драгощенное, типа масла, дурманов и благовоний,- но тут смысл в запудривании сознания прихожан :) ), и в некоторых культах их сжигали, чтобы переправить в другой мир. Во-вторых, огонь тоже движется, как будто он живой, его можно как подношение оставить перед иконостасом. В-третьих, мода пошла на огонь в ритуалах, когда врата храма раскрывали разогретым воздухом в доисторические времена,- опять же, чтоб мозги народу запудрить :) А может, просто огонь всегда нужен человеку для всяких облегчающих хозяйство дел, так пусть хранится в специально отведённом для самого важного месте... Ну всё, разгулялась фантазия. :)
Кстати, можете обращаться ко мне на "ты", если Вас это не оскорбит. Я уже столько лет читаю Ваш журнал, что буду только рада такому подтверждению дружбы.

Reply

jayrandom August 31 2010, 13:42:55 UTC
Ок, это если мы говорим про совсем древние времена или всякие дикие пережитки.

Но вот возникает христианство, в котором уже не приносится в жертву животных или людей, поскольку одна жертва на всех уже была принесена и принята. Какой был бы смысл копировать чужой ритуал?

Для "хранения" огня тоже кажется вполне достаточным одного-двух носителей под присмотром священнослужителей или специально выделенных людей. Даже если бы поддержание огня было бы коллективной ответственностью прихожан, свечи зажигались бы по мере необходимости (слишком мало горит => надо добавить), правда?

Однако мы наблюдаем как раз личную инициативу прихожан в зажигании свечей. Захотел - поставил свечку, не захотел - не поставил. Захотел - поставил несколько. Напоминает игру с фишками, не правда ли?

Reply

_changing_ August 31 2010, 16:55:39 UTC
Oops, про пользователей я совсем не подумала. После фразы про личную инициативу аналогия в статье стала мне ближе и понятнее. Потому что лично наблюдала именно мотив "за упокой души", созвучно, однако. Хотя всё же больше верю в предпринимательскую смекалку какого-н. попа, смекнувшего, что воск можно переплавлять, а свет продавать, и инициировавшего таким образом ритуал. Тем более что копия предыдущих ритуалов помогает принятию новых. Полно праздников слились с христианскими, потому что народ к ним привык.
Игра с фишками - что-то в этом есть. :)

Reply

jayrandom September 2 2010, 11:53:49 UTC

Послушайте!
Ведь, если свечи зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Reply


Leave a comment

Up