как эмоции связаны с движением (Кенджиро Ёшигасаки)

Jun 29, 2008 13:12

9. As I can feel myself, better breathing has a lot of implications. Is there more to say about the physical consequences of good breathing? What about the relationship between breathing and emotions, and with awareness ( Read more... )

айкидо, ma, эмоции

Leave a comment

livelight June 30 2008, 07:46:41 UTC
Тут главный вопрос, что называть "эмоцией" и "реагированием".

Мой небольшой опыт в БИ и большой опыт в буддистских и не только медитативных _практиках_ (не путать с мифологией буддизма) предлагает следующую интерпретацию:

Под "эмоцией" здесь следует всё же понимать то, что написано в этом комменте: http://jayrandom.livejournal.com/373273.html?thread=2165529#t2165529
Гармоничным для самоорганизующейся динамической системы тело-ум является отвечание на внешние условия, иначе - энтропия и смерть. Хотя, конечно, труп тоже в некотором роде гармоничен, но это статическое равновесие, а живое находится в равновесии динамическом, поэтому равновесия с окружающей средой у него нет и никогда не будет. На внешние обстоятельства эта система отвечает выделением энергии, которая идёт на действие. Но в силу сложности и замусоренности системы, часть энергии рассеивается и переходит в "тепловые" и просто бестолковые колебания - это и есть "эмоции".

В буддистской практике есть понятия "реакция влечения" и "реакция отвращения" - это, с одной стороны, внутренние эмоциональные (см. предыдущий абзац) реакции, а с другой - _неприятие_ происходящего: того, что наступило что-то "нехорошее" и того, что "хорошее" когда-то закончится. Гармоничной же реакцией является приятие и адекватное реагирование действием.

Ну а поскольку система, пока жива, находится в динамическом равновесии, то с точки зрения статики равновесие нарушено почти всё время. Это как езда на велосипеде: если велосипедиста остановить прям как есть - он упадёт, потому что центр тяжести почти никогда не находится точно над опорой. Можно провести простейший опыт на эту тему: убрать всякие внешние лишние раздражители, принять наиболее удобное положение и попробовать лежать/сидеть/стоять в нём бесконечно долго. Не получится: через какое-то время возникнет неудобство, которое вынудит сменить позу. Потому что, даже в отсутствие внешних обстоятельств, нарушающих равновесие, необходимость к движению рождается и изнутри тоже.

ПС: Повторю, что всё это - моя интерпретация, увязанная с тем, что загружено в мою голову теоретически и подтверждено моим же опытом практически. Кенджиро Ёшигасаки мог иметь в виду что угодно, и исходя из приведённого отрывка текста я не могу целиком восстановить его мировоззрение :)

Reply

jayrandom June 30 2008, 09:15:21 UTC
Да, пожалуй, это вопрос терминологии. Мне потому понравилась терминология Дошу, что она помогла структурировать три понятия, связь между которыми я понимал хуже, чем до прочтения. Это не значит, что она "вообще лучше", просто оказалась мне полезной.

Вообще, слово "эмоция", как мне кажется, в народном сознании недоопределено. Что-то такое смутное типа "переживания" - и всё. Есть "положительные эмоции" (те, которые нам "нравятся") и "отрицательные" (те, которые "не нравятся"). Их кажущаяся противоположность меня сбивала. Вкупе с гюрджиевскими "отрицательными эмоциями", которые вообще зазорно испытывать :)

Дошу в ответе номер 10 прямо определяет эмоцию, как определённый вид движений в теле. Из дальнейшего следует, что в его картине мира любая эмоция - положительная, т.к. позволяет управлять движениями тела. А он смотрит на тело именно "сверху", с янской точки зрения управления. С точки зрения тела же эмоция - это нечто всегда отрицательное, потому что тело ленивое, иньское такое, а его заставляют двигаться.

"Реакция влечения" и "реакция отвращения" - тоже полезная терминология. На мой взгляд, она ничему не противоречит, просто расширяет картину. Как "влечение" так и "отвращение" - это неудовлетворение текущим положением вещей (т.е. для тела самого - штука отрицательная, а для управляющего разума - потенциально полезный инструмент). При "влечении" нам хочется увеличить собственную реакцию, а при "отвращении" - уменьшить. Т.е. речь о петлях положительной и отрицательной обратной связи.

Reply

jayrandom June 30 2008, 09:35:34 UTC
Тут уместно вспомнить про понятие " интересности" - оно тоже в каком-то смысле "не имеет знака": для разума это - добро, но оно же является насилием над статикой тела (вынуждает к движению).

Reply

livelight June 30 2008, 09:49:23 UTC
Меня учили (подтверждая это экспериментами типа приведённого в моем комментарии), что для тела как раз естественно двигаться. Живое тело всё время движется: сердце бьётся, идёт всё тоже вышеупомянутое дыхание (в ответ как минимум на удушье, возникающее, если перестать дышать), перистальтика всякая работает... Другой вопрос, что есть и механизмы экономии энергии, которые, став самоцелью, могут порождать "нездоровую" лень и пролежни :)

Reply

jayrandom June 30 2008, 16:09:40 UTC
Ну, я не буквально имел в виду "статику тела". Скорее, как метафору на макро-уровне.

Если полезть в детали, то конечно же там полно внутренних движений. Но все эти движения можно так же рассмотреть, как локальные действия по гармонизации локальных перепадов давлений, температур, концентраций веществ и прочего, что может приводить к движению, созданных вне этих самых локальностей.

По поводу принятия "удобных поз". Что происходит с человеком в камерах сенсорной депривации, где реагировать на внешнее становится технически невозможно?
"Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб" :)

Reply

livelight June 30 2008, 21:43:57 UTC
> Но все эти движения можно так же рассмотреть, как локальные действия по гармонизации локальных перепадов давлений, температур, концентраций веществ и прочего, что может приводить к движению, созданных вне этих самых локальностей

Дык, там на любом уровне одно и то же, от самого микро до самого макро :)

> Что происходит с человеком в камерах сенсорной депривации, где реагировать на внешнее становится технически невозможно?

Сам не пробовал. А моя любимая интерпретация говорит, что человек или находит запас старых вошедших внутрь раньше и недообработанных "движений" (в самом широком смысле слова), и начинает обрабатывать их, или находит "техническую возможность" добраться ещё до каких-нибудь внешних сигналов (концепция Точки Сборки хорошо этот механизм описывает).

Reply


Leave a comment

Up