кто может, а кто не может проводить забастовки

Oct 17, 2007 10:54

Пока мысль совсем не забылась, запишу.

Преамбула: у нас в Англии недавно прошла забастовка почтовых работников.

Кто не знает - английская королевская почта когда-то была вообще самым быстрым средством связи, доступным материалистам. Английские почтовые экипажи во-первых ездили быстрее всех остальных, во-вторых ездили в совершенно недоступные места, а в-третьих - *гарантировали* доставку за определённое количество дней (в зависимости от "класса") по всей Империи - то есть люди несли ответственность, торопились сами, подгоняли лошадей, рисковали рабочим местом...

Почти все эти приятные фичи канули в лету к моменту моего приезда сюда, но королевская почта всё же худо-бедно справлялась с доставкой. Сейчас, в век электронного шоппинга, на почту свалилось счастье: нужно все электронно-заказанные товары подтаскивать к клиентам, траффик увеличился, а работа упростилась. Соответственно, на работу набирают больше несознательных личностей и система трещит по швам. Потом от этих несознательных личностей пытаются избавиться путём автоматизации и сокращений - но не тут-то было, на всякую хитрую голову найдётся заинтересованный эгрегор. В общем, трейд юнион почтальонов бастовал, книги и парашютный шёлк не посылались, страна погружалась во мрак и была близка к развалу. Но поскольку потом всё снова заработало, думаю, требования почтовых работников удовлетворили, зарплату им повысили, пенсию продлили, рабочий день укоротили и наняли ещё в два раза больше оболтусов для компенсации. Красота, в общем.

Преамбула-2: в Англии есть ещё замечательное изобретение под названием "местные автобусы". В своё время он в дым разбил мой советский идеализм относительно того, что человек может обходиться без личного транспорта. Местные автобусы тут ходят по щадящим пользователя маршрутам потрясающей кривизны, часто самопересекаясь, проезжая по каждой улочке каждой древни, в результате они влёгкую обгоняются на велосипеде, что большинство местных и делают. Но иногда ими всё-таки приходится пользоваться.

Собственно, мысль. Как-то в просонке Кошка мне сообщила, что цены на эти автобусы недавно снова подскочили, и что пользователям нужно провести забастовку, навроде почтовой. Просто отказаться от сервиса на некоторое время, пересев на свои машины, и этим самым повлиять на провайдера. И тут (может быть потому что я тоже был в просонке) меня посетило маленькое сатори.

Если рассмотреть эти две системы - почту и общественный транспорт, то можно заметить, что в обоих случаях ситуация провайдер-клиент несимметрична и забастовку может проводить только сторона провайдера. Ибо она объединена "по построению". Грубо говоря, почтальоны носят униформу, автобусные водители носят униформу, а пользователи почты и автобусов - это люди, контактирующие с этими крепко сколоченными системами извне. Нет такой организации "пользователи почты" или "пользователи общественного транспорта", которая могла бы дать отпор.

Коротко можно сказать так: безотносительно координат в материальном пространстве, почтальоны группируются вокруг некоторого центра, который их объединяет. А пользователей, как бы иронично это не звучало, объединяет только факт того, что они пользуются почтой. То есть центр тяжести пользователей находится "в стане контрагента". На языке айкидо это означает, что пользователи - вечные уке, проигравшие по построению. Они не отдали свой центр, они его никогда и не содержали.

На ум приходит такое словосочетание как "организация защиты потребителя". Такие организации, такие центры - они всегда вторичны и они обязаны своим существованием тому, что первичный центр зарвался и требуется некоторая контр-мера для балансировки. Изначальная же причина в том, что в отношениях провайдер-товар-пользователь центр тяжести один и он смещён в сторону провайдера.

айкидо, ordnung, games people play, hermetics, ответственность, управление

Previous post Next post
Up