рейтинг как составляющая цены

Sep 12, 2007 17:57

Теоретическая рыночная цена - это точка пересечения кривых спроса и предложения. Она как бы существует и всё - предполагается, что её достижение мгновенно.

В реальной жизни стартовую цену кто-то должен сначала назвать, а потом начинается торг.

В до-интернетный век продавец выкладывал на полки товар, клеил на него бирочку с ценой и приступал к наблюдению. В магазин входил покупатель и либо покупал, либо не покупал, либо торговался (где это было возможно). Если покупателю не лениво, он мог обойти несколько десятков магазинов и оптимизировать по цене или другим параметрам. Факт покупки и определял, что данному покупателю данная цена на данный товар подходит.

Вопрос благонадёжности продавца либо не стоял, либо решался "большим именем": если имя раскручено, то можно ожидать соответствующего сервиса (доставки на дом, возможности вернуть и/или обменять покупку при её неисправности, а в некоторых случаях вообще - вернуть и сказать, что не понравилась). Если не раскручено, то можно рассчитывать на некоторый минимальный сервис, предусмотренный законом.

Современный обыватель - "домашний покупатель" - находится в других условиях. С одной стороны, ему значительно проще "обходить магазины и оптимизировать по цене" - это можно делать с помощью поисковых систем, можно автоматизировать всё это дело скриптами - т.е. удобно, не сходя с дивана. С другой - он не имеет возможности "потрогать" товар и вынужден принимать решение исходя из некоторых "вторичных признаков".

Из этих самых "вторичных признаков" часть относится к товару как таковому, а часть - к благонадёжности продавца. В обоих случаях приходится доверять общественному мнению. На товар ищутся ревьюшки, а на продавца (если его имя не является раскрученным в старом смысле) в уважающих себя системах существует рейтинг.

По мере интернетизации рынка рейтинг продавца становится всё более и более важной штукой. Можно сказать, что он влияет на цену, входит в неё. Покупатель будет, естественно, предпочитать более благонадёжного продавца (с более высоким рейтингом), иногда соглашаясь с более высокой ценой. Что вынуждает низкорейтингового продавца скидывать цену.

Чтобы уложить это в классическую схему, можно представить себе, что в составлении теоретической цены со стороны продавцов участвуют наиболее благонадёжные. А те, у которых рейтинг поменьше, составляют как бы "шлейф" распределения после этой точки.

А как же покупатель? Как быть с его благонадёжностью?

Разумеется, это тоже важно. В симметричных системах типа eBay или Amazon Marketplace рейтинг существует как на продавца, так и на покупателя. Покупателей с более высоким рейтингом предпочитают - там, где есть выбор. Можно ожидать, что при дальнейшем развитии таких систем у продавца будет возможность повышать цену, мотивируя это низким рейтингом покупателя. То есть, для каждой пары продавец-покупатель может установиться совершенно определённая цена.

Существует ли подобный эффект на неэлектронном рынке? Да, хотя примеров не очень много: от благонадёжности, "раскрученности" покупателя традиционно зависят цены на кредитные и страховые услуги. По мелочи рейтинг покупателя ещё учитывается в маленьких местных магазинчиках, где все всех знают и завсегдатай может рассчитывать на небольшую покупку в кредит "до получки".

harmony, какой я умный, games people play

Previous post Next post
Up