страшно близкое, близко страшное

Aug 13, 2006 21:14

Так получилось, что примерно пару последних месяцев я посвящал более прицельному/пристальному изучению явления страха. С опытами на живых, сопротивляющихся людях. При этом наработалось довольно много технических деталей, которые to the general public будут не очень интересны. Однако, два замечания.

1. Из давно известного, просто в тему. Когда человек боится чего-то нового и неизвестного, он неизбежно вынужден проектировать/раскладывать это неизвестное на образы из привычной ему картины мира. Примеры - это всякие видения у библейских персонажей. Что такое типичное чудище, пугавшее типичного Пророка? Это такой вот гибрид из головы одного животного, тела другого, конечностей и хвоста третьего, всё это ещё увеличить и измерить известными единицами измерения, пускай источает яркий свет, густой дым, запах серы и проч. Как будто бы элементы все знакомы, а пугает их нестандартная комплектация. Так ли? Получится ли страшно, если по описанию заново воссоздать такой вот гибрид? Обязательно ли то ключевое, что напугало, при таком вот проектировании на известные образы вообще как-то отобразится? Подумать.

2. Из моих опытов тоже совершенно чётко следует, что больше всего пугает ситуация, близкая к привычной/текущей, но чем-то от неё отличающаяся, чем ситуация, совершенно отдалённая и кажущаяся совершенно нереальной. В частности, получить небольшое увечье прямо сейчас кажется значительно страшнее, чем совсем умереть в неопределённом будущем. В первом случае человека может совершенно трясти, в то время как во втором это может проявляться как смутная тревога.

Таким образом, если ставится задача "раздвинуть рамки возможного", то следует искать у "аспиранта" градиент страха (Оруэлл называл это "комнатой 101") и разрабатывать именно эти ситуации, постоянно держа руку на пульсе. Ведь как только ситуация проработана, повторять её не имеет практического смысла (даже иногда вредно - можно зациклиться). Рамки сдвигаются, и их приходится преследовать. Похожий процесс в теории оптимизации называется методом градиентного спуска.

Правда, у меня нет уверенности в том, что по градиентному направлению нужно всегда идти до конца. Может быть просто достаточно взять действительно сложную задачу (т.е. не тривиальную, а такую, которая заведомо продвинет) и её решить. Возможно, именно это имел в виду Гюрджиев под термином "сверхусилие".

Понятие страха можно, наверное, обобщить до любой проблемной черты. Например, подобным способом можно искать градиент лени, градиент гиперэмоциональности, градиент гордыни (впрочем, последняя есть ловушка, т.к. успешная борьба с гордыней эту самую гордыню усиливает).

ЧП, ответственность, эмоции, harmony, какой я умный, страх, смерть, skill development

Previous post Next post
Up