Дама с Горностаем и Еврейские Пираты (История картины)

Apr 01, 2015 09:15

Милан 15 века был раем для евреев. Здесь жили каббалисты и ученые, еврейские философы и банкиры. Именно сюда, от гонений, бежит из Германии в 1470х Перец Гюверман (Peretz Gewehrman). В Милане он, вскоре, открывает производство оружия и его бизнес расцветает. Тут он знакомится с путешественником Мешулламом бен Менахем из Вольтерры, человеком незаурядным, который к тому времени совершил свое первое путешествие в Эрец Исраэль, описал его и готовился ко второму путешествию. (Замечу, что именно из его дневников и известна первая часть этой истории). Мешуллам бен Менахем знакомит Переца Гювермана с высшим светом Милана. В частности Перец знакомится с Дианой Гермелин (Hermelin), женой еврейского купца, которая становится его любовницей, и, позже, с самим Леонардо Да Винчи.



Около 1486 года Перец заказывает Леонардо портрет Дианы. На портрете была изображена Диана в головном уборе (все таки замужняя еврейка) и на темно синем фоне, у окна стоит человек с ружьем - намек на самого Переца, который занимался производством ружей. На руках у Дианы сидел горностай, как символ ее фамилии.
Пока Перец Гюверман занимался сбором денег на оплату картины, картину увидел Джакомо Тротти, помощник герцога миланского Лодовико Сфорца, который обнаружил некое сходство портрета с любовницей герцога - Чечилией Галлерани. Картину показали герцогу, он пришел от картины в восторг. По его просьбе ученики Леонардо закрасили человека с ружьем и окно, а также убрали с головы женщины головной убор.
Картину Перец Гюверман упустил.



Спор с евреями из за картины. Милан. 1498

Проходит 80 лет.
В другой части Европы происходят серьезные изменения - Ливонский орден теряет контроль над Курляндией, изчезает запрет на поселение в Курляндии евреев, и сотни еврейский бизнесменов и просто не устроенных людей переезжают в Курляндию. Собрался в Курляндию и один из правнуков Переца Гювермана - Меир, младший сын своих родителей, который увидел в переезде в Курляндию шанс открыть свое дело, не зависимое от остальной семьи. Перед поездкой Меир (дальнейшее мы знаем из его жизнеописания) решил вложить часть своих денег денег в произведения исскуства и ему на глаза попалась картина, о связи которой со своей семьёй, Меир неоднократно слышал от отца и деда. "Даму с горностаем" продавали обедневшие потомки Лодовико Сфорца, герцога Миланского.



Курляндия - родина всего прогрессивного, что появилось в Европе в последние тысячу лет

Таким образом "Дама с горностаем" оказывается в Курляндии. Меир основывает банк в Митау, его изгоняют с другими евреями из Курляндии, он переселяется в Амстердам, потом возвращается
в Курляндию, а в конце жизни пишет историю своей жизни (вместе с историей семьи), которую бережно сохраняют потомки.

Один из этих потомков, Шломо бен Аарон, решает присоединиться к курляндской экспедиции в Новый Свет в 1637 году. Он, тогда двадцатилетний, сбегает из дому, прихватив часть семейной казны и "Даму с Горностаем", к которой очень привязался. Как история Курляндских колоний в Новом свете (о которых я уже немного писал), так и история самого Шломо бен Авраама достойны отдельного рассказа. Колония на Тобаго уничтожается испанцами, но Шломо бен Аарон к тому времени заводит знакомство с еврейскими пиратами и бежит к ним, вместе со своей драгоценной картиной.

Вообще еврейские пираты - отдельная интересная тема. Чего стоит только история Синана, который в 1538 году он захватил Тунис у испанцев, и уничтожил испанский флот, но нас интересует Давид Абарбанель, уроженец Нидерландов, который в это самое время на своем корабле "Иерусалим" служил британцам в Карибском море. Каким то образом Шломо бен Аарон попадает к нему и плавает на "Иерусалиме" еще 10 лет, всё это время не расставаясь с "Дамой с горностаем".



Чтобы вы не сказали, что про еврейских пиратов я придумал

Однако же однажды удача все таки изменила Давиду Абарбанелю и его команде. Их корабль захватывает испанский отряд во время стоянки в порту и всю команду казнят. Картина на какое то время пропадает, а потом всплывает спустя 50 лет уже в Испании.

Следуя финансовому кризису в Испании картина меняет владельцев, пока не оказывается в середине 18 века в Риме, в частной коллекции, откуда полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским, после чего его мать поместила картину в музей.

Источники:

http://www.eleven.co.il/article/11873
http://www.eleven.co.il/article/12746
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F
http://www.bbc.co.uk/russian/blogs/2014/03/140305_blog_seva_novgorodtsev.shtml
http://booknik.ru/library/all/yedvard-kritsler-evreyiskie-piraty-karibskogo-morya/
http://lirmann.io.ua/s202457/evrei_karibskogo_morya.evreyskie_piraty
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B#.C2.AB.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B5.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.B9.C2.BB
Kritzler, Edward (November 3, 2009). Jewish Pirates of the Caribbean. Anchor. pp. 59-60. ISBN 978-0-7679-1952-4.
Audi, Tamara (March 9, 2010). "Jamaica's New Tourism Spiel: Beaches and Reggae and Jews"
Mariana Frigeni , Ludovico il Moro: a gentleman in black , new Editorial, Milan, 1980
Daniela Pizzagalli, Lady with an Ermine. Life and passions of Cecilia Gallerani in Milan, Ludovico Sforza . Rizzoli, 1999.
Kirby, David, Northern Europe in the Early Modern Period - The Baltic World 1492 -1772
Moc Yztahc. Dame à l'hermine et un homme avec une arme à feu dans l'histoire juive

альтернативная-история, history

Previous post Next post
Up